Что такое добро и зло

Сочинение на тему Добро и зло рассуждение

что такое добро и зло

Добро и зло – основные понятия морали. Каждый человек с детства научен этим аспектам. Все соизмеряют свои действия с этим мерилом. Ему есть название – мораль. Каждого ребёнка учат различать добро и зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети не в состоянии до конца оценивать свои поступки и их последствия. Но подростки уже чётко понимают, что есть что. И порой осознанно избирают злые и подлые поступки.

Добро – это действия человека, направленные во благо другому живому существу. Добрые люди нужны всегда и везде. Они приносят свет, тепло и радость. Жить без таких людей невозможно. Они удерживают общество от морального разложения. Добро – единственное спасение в бурном океане жесткой жизни.

Если бы не было доброты, миру бы вскоре пришёл конец. Сильные уничтожили бы слабых, не задумываясь. Жестокие законы можно ясно увидеть в дикой природе. Страшно то, что хищник неумолим, у него нет жалости и сострадания. Но у него есть цель и он её достигнет любым путём.

К сожалению, сегодня в среде людей всё больше и больше «хищников», жестких и безжалостных. Их может остановить только жестокое отношение, если их прижмут к стене. Сами они никогда не остановятся. Этим и страшно зло. Оно не остановится.

Остановить его можно только грубой силой, но ей не каждый обладает.

Жизнь заключается в борьбе. Борьбе добра и зла. Каждый человек сам решает, чего в его жизни будет больше. Всё упирается в нравственный выбор. Если индивид выбирает добро, то его жизнь будет наполнена любовью, нежностью и светом. Другие люди будут тянуться к нему. Но, если выбор падёт на зло. Раз, два и больше.

Жизнь человека будет становиться хуже и хуже. Человек будет наполняться злобой, грубостью, ненавистью и ярость. Вскоре для окружающих станет несносным. Все будут избегать его и сокращать общение по максимуму. Мало кто захочет общаться со злой личностью.

Она не помогает расти и развиваться, а только тянет вниз, к деградации.

Но и с этого есть выход. Всё начинается с осознания и признания проблемы. Это шаг к исправлению. Далее, следует изменить мышление и плохие привычки. Это самое сложное. Нужно начинать делать добрые дела и помогать другим. Со временем жизнь поменяется и придёт радость.

Вариант 2

С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть — это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и кушать много вкусных блюд приготовленных заботливой мамой. Пожарные предупреждают, что спички не игрушка и в неумелых руках являются злом.

В школе твердят, что четверка — это хорошо, а тройка — плохо. Но нам никто не может ответить на вопрос о том, кто так решил и почему.

Всю жизнь людей ставят в ситуации, где им противопоставляется различное в черном и белом, в хорошем и плохом, в добре и зле. И человек обязан выбирать одну из сторон, он не имеет права занимать нейтралитет, ведь в обществе ты либо достойный гражданин, либо нет.

Даже в религии имеется свое добро и свое зло. Не могут и сказки обходится только положительным примером. Им обязательно нужны злые стороны жизни в виде Змея Горыныча и Соловья Разбойника.

Помогать нуждающимся — это добро, унижать слабых — это зло. Все просто и понятно. И совсем не сложно разграничивать два этих понятия. Только вот, что из них сильнее по природе и от природы? Ведь сегодня зло преподносится, как добро.

А точнее сказать, если раньше люди категорически говорили: «украл — значит вор!», то сейчас находят кучу аргументов, чтобы продолжить логическую цепочку: «украл — значит вор, значит хитрый, значит богатый, может купить себе и своим близким комфортную жизнь, значит молодец!».

Тонкая грань между светлым и темным стерта. И стерли ее не обстоятельства, а люди, которые занимаются сегодня подменой понятий. Если быть добрым выгодно — я буду, если быть злым практично — я буду. Двуличность людей пугает. Стало совсем не понятно, куда делось: чистое, тихое и бескорыстное добро. Хотя если сильно задуматься, то ответ находиться. Зло поглотило добро.

Теперь, чтобы быть добрым нужно пройти через семь ступеней зла. Украсть, обмануть, погубить. А потом строить церкви, помогать больным детям и улыбаться на камеры, бесконечно улыбаться и тешиться от такого прекрасного, и доброго самого себя. Добряка, который загубил тысячи душ, прежде чем решил заложить фундамент нового храма или больницы.

Нет сейчас понятий добра и зла. Они не выступают отдельным фронтом, они единый кулак, который бьет тогда, когда не надо и гладит, когда уже не нужно.

Сочинение рассуждение Добро и зло

Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.

Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.

Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло».

Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро.

Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро — фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.

И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.

По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» — «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

Образец 4

Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе.  Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия.

Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка.

В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.

Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства.

Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.

Одним словом, тема добра и зла, очень стара, но в то же время актуальна в любое время, и будет оставаться такой до скончания веков. Действительно, мы буквально сталкиваемся с этой проблемой каждый день. И любой человек должен делать выбор, во многих своих поступках, на чьей он находиться стороне. Многие утверждают, что наша жизнь зависит от добрых поступков, и доброты в сердце и душе.

Чем мы добрее, тем больше, света и тепла в нашей жизни. Но есть такая поговорка « Не делай добра, не получишь и зла », и я бы сказал, что она действительно работает. Многие наши поступки, не дают той отдачи, которая следует, после добрых дел. И поэтому встает вопрос, что же тогда на самом деле является злом и добром. Но все равно, добро очень приятно в большинстве случаев, как бы то ни было.

А зло всегда приносит боль, и страдания.

В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/dobro-i-zlo

Итоговое сочинение. Направление «Добро и зло»

что такое добро и зло

В каких произведениях стоит искать аргументы для направления «Добро и зло»

Ольга Разумихина
pixabay.com

Что такое добро и зло и есть ли между ними чёткая грань? Ох, сколько копий сломали философы, пытаясь найти ответы на эти вопросы! И однозначного решения нет до сих пор.

Поэтому направление «Добро и зло» стоит выбирать выпускникам, которые на итоговом сочинении не хотят писать клишированные размышления, а стремятся как следует порассуждать.

И хотя обычно в школьных работах не рекомендуется высказывать спорных мыслей, которые могут не понравиться проверяющим, для этого направления можно сделать исключение. Тем более что примерные темы располагают к смелым выводам и умозаключениям:

  • Действительно ли «благими намерениями выложена дорога в ад»?
  • Может ли один и тот же поступок быть для кого-то добрым, а для кого-то злым?
  • Прав ли автор цитаты «Добро должно быть с кулаками»?
  • Почему добрый человек может со временем стать злым, и наоборот?
  • Что важнее — добрые слова или добрые поступки?
  • Почему говорят: «Не делай добра — не получишь зла»?
  • Доброта — это проявление внутренней силы или слабости?
  • Отчего люди часто неблагодарны к тем, кто искренне желает добра?
  • Самый добрый человек: мой пример для подражания.
  • Почему нельзя всю жизнь совершать только добрые поступки?

Конечно, на итоговом сочинении кому-то могут попасться и простые темы, требующие однозначных выводов. Например, недавно в нескольких московских школах одиннадцатиклассники писали сочинение на тему: «Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло?» Конечно, может: все мы когда-то совершали как самоотверженные, так и эгоистичные поступки. И даже последний злодей хоть раз в жизни, хочется верить, сделал хотя бы какое-то доброе дело. Как в притче Достоевского о луковке:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала.

И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись.

И стал он её осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась.

И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл». (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Впрочем, если вы не читали «Братьев Карамазовых», можно взять аргументы из более простых, знакомых по школьной программе произведений. Хорошо подойдёт «Недоросль» Д. И.

Фонвизина, где герои в основном либо отрицательные, либо положительные (хотя ту же Простакову, маму Митрофана, осудить сложно — всё-таки у неё в детстве не было достойного примера для подражания, и она попросту не знает, что с окружающими можно обращаться уважительно). Присмотритесь также к «Демону» М. Ю.

Лермонтова — поэме о том, как тёмный дух чуть было не «перевоспитался», полюбив земную женщину, а также, разумеется, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского: если кого благие намерения и привели в ад, так это Родиона Раскольникова.

Наконец, одно из самых глубоких и интересных произведений, посвящённых проблеме добра и зла (и при этом входящих в школьную программу), — это «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Именно в этом романе имеется знаменитый монолог Воланда: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги.

Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Такой довод приводит князь тьмы в разговоре с Левием Матвеем, и он определённо наводит на размышления.

И правда, что было бы, если бы у человека попросту не было необходимости делать нравственный выбор? Нести свет в этот мир, бороться с собственными недостатками и сражаться с несправедливостью — не в этом ли смысл нашей жизни?

«Продвинутые» школьники, кстати, могут цитировать не только художественную, но и научную литературу.

Да хоть труды Канта или Ницше! Действительно ли самые красивые вещи на свете — это звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас? Или все мы живём по ту сторону добра и зла? Не стесняйтесь показывать, что ориентируетесь даже в таких сложных материях!

конечно, если литература не входит в число ваших любимых предметов, можно обойтись и без «Недоросля», и без «Мастера» и привести аргументы из собственного опыта.

Вспомнить, например, как одноклассник поставил вам подножку, но сработал закон бумеранга — и через несколько дней негодяй сам подвернул ногу. Однако такие примеры всё-таки ценятся куда ниже, чем эпизоды из читательского опыта. Поэтому, чтобы получить достойный балл за свои труды, выберите денёк-другой и повторите вышеупомянутые произведения. А ещё можно выучить несколько фраз, которые отлично подойдут в качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Добро и зло»:

  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
  • Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский)
  • Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. (Ф. М. Достоевский)
  • Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А. П. Чехов)
  • Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру. (Франсуа де Ларошфуко)
  • Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы. (Оскар Уайльд)
  • Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты, обычно — когда уже слишком поздно. (Эрих Мария Ремарк)
  • Лучше добрым на свете быть, / Злого в мире и так довольно. (Эдуард Асадов)

Итоговое сочинение — 2019: «Доброта и жестокость»

Итоговое сочинение-2019: Неочевидный список книг — 5

5 секретов итогового сочинения в 11-м классе

26.11.2019

итоговое сочинение

Просмотры: 0

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/itogovoe-sochinenie-napravlenie-dob

Итоговое сочинение по направлению «Добро и зло»: что читать и что писать?

что такое добро и зло

Что такое доброта?

Кого можно назвать добрым человеком?

Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ

Согласны ли вы с утверждением М.А. Булгакова: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»?

В чём проявляется истинная доброта?

Как Ф.М. Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.

Всегда ли добро побеждает зло?

Как раскрыть тему? 

Это, пожалуй, самое простое направление, так как конфликт между добром и злом лежит в основе большинства сюжетов литературы. Однако раскрыть тему нужно не на примерах «плохих» и «хороших» героев, а на их мыслях и поступках, нравственном выборе.

Помните: абсолютное зло — условный термин, и в литературных произведениях редко встречаются полностью негативные или полностью положительные персонажи. Поэтому будьте аккуратными в формулировках и внимательно подходите к выбору эпизодов для анализа.

Аргументы из произведений

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

На первый взгляд кажется, что главной действующей силой в романе является зло. Однако Воланд говорит важные слова, которые раскрывают суть романа: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени».

Воланд выступает вершителем правосудия и восстанавливает равновесие между добром и злом. Получается, что зло и добро неразлучны, и одно без другого не может существовать. Неслучайно эпиграф к роману звучит так: «так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

М. Горький «На дне»

Один из героев пьесы Лука искренне желает жителям ночлежки добра, относится к ним с состраданием и сочувствием. Он верит, что можно утешить человека ласковым словом, что так можно возродить надежду на лучшее, пусть даже прибегнув к заведомой лжи во имя добра. И поначалу это действительно работает: герои благодаря Луке начинают верить в возможность светлого будущего.

Однако когда Лука исчезает, пропадают и надежды, о которых он говорил. И вновь в ночлежке царит тьма, зло. Например, Актёр, которого Лука убедил в существовании бесплатной лечебницы, бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в несуществующее место. Однако вскоре Актёр понимает, что его обманули и что надежды были напрасными. И единственный выход для него — уйти из жизни.

Такие события говорят о том, что ложь во имя добра не спасает человека, а губит его.

А.Н. Островский «Гроза»

В пьесе главная героиня Катерина противопоставляется «тёмному царству» во главе с Марфой Кабановой, получившей говорящее прозвище Кабаниха. Если Катерину автор называет «лучом света», то Кабаниха олицетворяет жестокость и деспотизм.

Она бессердечна ко всем окружающим и даже к родному сыну, хотя её постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой обоснованной причины. В таких условиях Катерина, которая олицетворяет доброту, не может противостоять гнёту.

И «тёмное царство», жестокое и тираничное, так сильно давит на молодую девушку, что она не находит никакого выхода, кроме самоубийства.  

Цитаты, которые пригодятся

«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». О. Бальзак

«Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Л.Н. Толстой

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Л.Н. Толстой

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Л.Н. Толстой

«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». А.П. Чехов

Список литературы и необходимое время для чтения

В.М. Шукшин «Чудик» (15 мин)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (30 минут)

М.А. Шолохов «Судьба человека» (1 час)

Н.В. Гоголь «Шинель» (1 час)

В.Г. Распутин «Уроки французского» (1 час)

А.И. Солженицын «Матрёнин двор» (1 час)

М. Горький «На дне» (1,5 часа)

А.Н. Островский «Гроза» (1,5 часа)

И.А. Куприн «Гранатовый браслет» (2 часа)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (3,5 часа)

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (11 часов)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (16 часов)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (43 часа)

М.А. Шолохов «Тихий дон» (48 часов)

По материалам ctege.info, fipi.ru, literaguru.ru. 

Источник: https://5uglov.ru/post/15482_itogovoe_sochinenie_po_napravleniu_dobro_i_zlo_chto_chitat_i_chto_pisat

Направление

Полезные материалы по теме:

Список литературы к направлению «Добро и зло»

Цитаты к направлению «Добро и зло»
Короткие рассказы ко всем направлениям
Стихи к направлению «Добро и зло»
Аргументы к направлению «Добро и зло»
Примерные темы: «Добро и зло»
Презентация: «ДОБРО и ЗЛО»
Презентация: «Как писать итоговое сочинение»

Комментарий от ФИПИ:

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства.

Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления

.Понятия ДОБРО и ЗЛО рассматриваются как наиболее общие понятия морали, предельные полярные характеристики человеческого мира (оппозиция подчеркивается уже в словарных значениях), противоположные и взаимосвязанные, обладающие большой степенью абстрактности. 

Ключевыми словами, через которые язык представляет данную оппозицию, являются слова «добро» и «зло». Самым общим является противопоставление компонентов «все положительное, хорошее, нравственное (противоположное злу)» / «все дурное, плохое, безнравственное (противоположное добру)». 

Под противопоставлением добра и зла часто понимается также противопоставление «благо – беда»; «польза – вред»; «счастье —  несчастье». 

Еще один аспект оппозиции: доброе дело предполагает благодарность, злое – наказание, возмездие.

Аспекты направления «добро и зло» 

В данном направлении можно выделить следующие АСПЕКТЫ:

  1. Добро и зло как этическая сущность личности, как выбор свободного человека. Чем руководствуется человек, выбирая между добром и злом, что влияет на этот выбор. Каковы последствия выбора для самого человека и окружающих. Добро и зло как категории врожденные и приобретенные.

     Как зарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс.

  2. Добро и зло в умах и жизни: зло физическое и зло нравственное. Одно дело вершить добро или зло, и другое.—позволять злу твориться. Борьба со злом как смысл жизни. Способы противостояния злу. Непротивление злу. Добрые и злые отношения между людьми. Внешние силы добра и зла. Противостояние злу как торжество справедливости.

  3. Что понимать под добром и злом: вопрос разграничения нравственного и безнравственного, должного и предосудительного. Зыбкая граница между добром и злом. Как меняется представление человека о добре и зле в процессе формирования личности и в историческом плане.
  4. Совесть как арена борьбы добра со злом. Совесть как регулятор поведения человека. Влияние осуждения и одобрения на поведение человека.
  5. Добродетели и пороки человечества. Их влияние на жизнь человека и окружающего мира.

Добродетели: мудрость, мужество, смелость, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь, сострадание, милосердие, забота, толерантность, понимание, усердие, трудолюбие, честность, уважение, щедрость, скромность, отзывчивость, гуманность, ум, бескорыстие, дружелюбие, ответственность,вежливость,альтруизм, надежность, искренность, совесть, долг, принципиальность, благодарность, чуткость.

Пороки: враждебность, равнодушие, невежество, ненависть, зависть, мстительность, корысть, жестокость, гнев, алчность, жадность, ложь, нетерпимость, раздражительность, коварство, лень, гордыня, трусость, злопамятство, злословие, хамство, хвастливость, эгоизм, тщеславие, подхалимство, грубость, беспощадность, ханжество, надменность, двуличие, черствость, подлость, беспринципность, неблагодарностью.

ДОБРО: определение, синонимы, сочетаемость, выражения, эпитеты

ДОБРО — философский термин, равнозначащий термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо.


«Добро — благо; благополучие; доброта; честность; польза; счастье; удача; успех; долг; хорошее дело, поступок; доброе отношение; знак согласия».
 

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 2. О ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.
Синонимы: доброе (полезное) дело, благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение, щедрость, благость,

Глагольная сочетаемость и выражения: дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, быть не к добру, делать добро, поминать добром

Эпитеты к слову ДОБРО: вселенское, воплощённое, абсолютное, деятельное, объективное, нравственное, полезное, истинное, семейное, совершенное, мировое, малое, общественное, вечное, великое, божественное, чистое, моральное, всеобщее, духовное, человеческое. 

ЗЛО: определение, синонимы, сочетаемость, выражения, эпитеты.ЗЛО – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле «зло» обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами. 

 «Зло — вред; беда; несчастье; напасть; неприятность; злое чувство: гнев, досада; грех; месть; обида; вина; лукавство». 

 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен).  2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).  3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).

Синонимы: несчастье, неправда, злость, язва, неприятность, ярость, беда, желчь, злоба, гнев, досада. 

Глагольная сочетаемость и выражения: делать зло, желать зла, зло берет, зло взяло, зло сделать, победить зло, причинять зло, противиться злу, сделать зло, творить зло, укротилось всякое зло, уничтожить зло, хотеть зла

Эпитеты к слову ЗЛО: враждующее (Аксаков); всесокрушающее (Вейнберг); вечно алчущее (А.Рославлев); коварное (Мей); могучее(П.Я.

); мятежное (Фофанов); абсолютное, большое, великое, непоправимое, огромное, воплощённое, вселенское, неизбежное, непоправимое, меньшее, торжествующее, метафизическое, мировое, мирское, изначальное, потустороннее, безусловное, всемирное, потенциальное, неведомое, абстрактное, необходимое, несомненное, древнее, социальное, чудовищное, страшное, очевидное, кажущееся, сущее, совершенное, вопиющее, нравственное, малое, главное, неудержимое, дьявольское, ужасное, действительное, объективное, чистое, невидимое, бессмысленное, моральное, общественное, истинное, конкретное, вечное, земное, реальное, знакомое, грядущее, сплошное, подлинное, настоящее, внешнее, привычное, чёрное, явное, крайнее, тяжкое, старое, бесконечное, чужое, известное, человеческое, многое, внутреннее, немалое, всеобщее, духовное, физическое, особое, неисправимое.

Примеры итоговых сочинений

Итоговое сочинение 2019-2020 Предыдущая публикацияСледующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/itogovoe2020/2054-napravlenie-dobro-i-zlo-itogovogo-sochinenija-2019-2020.html

Сочинение на тему: Добро и зло (2 варианта и 8 похожих топиков)

Вариант 1

Вариант 2

Похожие сочинения про добро и зло

Вариант 1

Я уверена, что каждый задавал себе вопрос, или просто задумывался о том, что же такое добро и зло. Эти понятия можно сравнить с «хорошо» и «плохо», то есть они разнополярные, но все же связь между ними есть. Без добра не получится зла и так далее. Быть добрым, в моем понятии значит быть милосердным не только к окружающим людям, которые попали в беду, но и к животным, окружающей среде, то есть не быть равнодушным. Добрый человек всегда спешит на помощь.

Добро делать намного легче, чем зло. Если человек, по определенным причинам попал под влияние людей, которые могут шумной компанией избить бездомную собаку, то он будет это делать вместе с ними. А вот противостоять такому негативному коллективу, гораздо труднее и не всякий с таким справится. Здесь нужно иметь свое личное мнение, не испугаться насмешек таких «друзей» и поступить по совести.

Если вовремя поставить на место «вожака» такой компании, то будьте уверены, что он, потеряв статус, будет лицемерно Вас нахваливать.

Любое зло можно победить добром. Любой поступок делает наш мир лучше и добрее. Жестокость, цинизм, нетерпимость, лицемерие, ханжество — все эти болезни нашего общества можно вылечить таким лекарством, как добро. Если добрым словом ответить на хамское поведение, грубиян будет в тупике, а возможно и пересмотрит свои взгляды на жизнь.

Все мы в детстве слушали сказки, прочитанные нам бабушками и­ мамами, они были нашими первыми в жизни учителями. В них всегда было одно очень важное для нас: добро всегда могло победить зло. Вот этот постулат и нужно взять для себя из детства, как путеводитель по жизни.

Чтобы более глубоко определить для себя, что значит добро и что зло, можно обратиться к данным толкового словаря русского языка, который создал И.Даль. Определением добра по этой умной книге является благо, что полезно и честно и чего требует долг гражданина, человека и семьянина.

Согласитесь, что это понятие описывается довольно сложным и многословным определением, а вот на «зло» досталось всего два слова — лихое и худое. Между этими понятиями очень тонкая, едва различимая черта и очень важно её вовремя увидеть и не перешагнуть в сторону зла.

Вы никогда не задумывались, почему зло чаще всего темного цвета, с холодными оттенками, а вот добро подразумевает яркие, красные цвета, в данном случае они обозначают красоту не только материальную и предметов, но и духовную. Добро со злом всегда враждуют и противостоят друг другу.

Переступая черту, можно очень быстро оказаться на стороне лиха, но вот стать снова добрым гораздо труднее. Я просто уверена, что перевес должен быть на стороне добра, иначе в мире может наступить хаос и мрак.

Чтобы у нас всех была светлая и мирная жизнь, нужно заставить зло отступать во всех его проявлениях, а это в наших силах.

Вариант 2

Наш мир несовершенен и далек от утопии. Поэтому в нем существует как добро, так и зло. И это не какие-то абстрактные понятия. Добро и зло живут в сердце каждого человека и изо дня в день ведут бесконечную войну. Каков будет исход этой битвы, зависит от стойкости нашего духа и крепости моральных убеждений.

Такой конфликт между добром и злом очень хорошо показан в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В этом произведении дьявол Воланд, явившийся в Москву со своей свитой, намеренно провоцирует людей на совершение дурных поступков, чтобы посмотреть, к чему это приведет. И как выясняется, общество не спешит сдерживать свои пороки.

Люди берут взятки, много пьют, дерутся и творят другие бесчинства. Лишь Маргарите удается с честью пройти через все испытания Воланда, но и она далеко не безгрешна.

Достаточно вспомнить, с какой злостью героиня разбивает вещи в квартире критика Латунского, ставшего причиной всех бед ее любимого Мастера. Возможно, всему виной волшебный крем Азазелло, сделавший Маргариту отчасти ведьмой. Но, думаю, жажда мести и без того жила в душе женщины.

Но можно ли назвать Маргариту из-за этого плохой? Конечно же, нет. Скорее, человечной. Ведь никто из нас не идеален. Даже поистине добрый человек может совершить злой поступок. Достаточно вспомнить, как люди убивали друг друга на войне.

Но хороший человек, оступившись однажды, способен больше не повторять своих ошибок, так как ему свойственны моральные убеждения. Он умеет сопереживать другим и прощать их. Так Маргарита попросила Воланда пощадить несчастную Фриду, которая убила своего ребенка, что свидетельствует о нравственной чистоте героини.

Мне очень хочется верить, что наше общество не настолько порочно, каким оно предстает в романе Булгакова. В нем есть много людей достойных, таких как Маргарита. В их сердцах осталось место для добра, и потому злу не так просто одержать победу.

Похожие сочинения про добро и зло:

Добро и зло в комедии Недоросль, Фонвизин

Добро и зло в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Доброта

Интернет — добро или зло?

Компьютер — добро или зло?

Милосердие

Жестокость

Доброта в повести Юшка, Платонов

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Источник: https://www.sdamna5.ru/dobro_i_zlo

Сочинение Добро и зло

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла. Данная тема сыграла немалую роль в развитии мышления человечества, становлении его на ноги. Ведь сложно представить себе современное общество, где нет вежливости, где отношения построены на чистой выгоде и желании обмануть друг друга.

Если бы эта тема не была грамотно преподнесена каждому из нас в детстве, возможно, сообщество не было бы таким прекрасным. Людьми бы овладела корысть, они бы стали жалкие, завистливые, что никому не принесло бы пользы. Именно поэтому данная тема столь популярна в обсуждениях и в культуре в целом.

С чего же все началось? Сперва нужно было привнести некие идеи в общество, которые смогли бы выстроить отношения с другими людьми. Сделать это удалось, когда появился брак. Именно он привнес зародыш представления добра в человечество. Люди стали думать не только о себе, планировать помощь другим, общие события.

Конечно же существует и другая сторона медали, такая как, например, войны, что, несомненно, является плодом зла. От куда берется оно, в то время, как человечество развивается, стремится к лучшему. Оказывается есть люди которые так не считают.

Некоторые говорят, что борьба между этими людьми, между добром и злом извечна. Она никогда не прекратиться, никакая из сторон не победит. Другие же утверждают, что победит лишь добро, во что хотелось бы верить каждому.

К сожалению, общество не идеально и существуют случаи проявления недоброжелательности человека, но маленькими победами, например, отвечая вежливостью на грубость, можно попытаться искоренить данную проблему, а если сделать это не получится, по крайней мере, количество зла значительно уменьшиться. Произойдет это непременно, ведь сложно наносить вред, когда тебе делают лишь добро.

В заключении следует сказать, что быть на той или иной стороне борьбы добра и зла, конечно же, решать каждому и от этого выбора будет зависеть некоторая част выбора вашего окружения.

Что касательно темы добра и зла, она будет актуальна всегда, ведь человеку необходимы прообразы поведения — то, к чему следует стремиться и то, чего следует избегать в своем поведении.

Несмотря на то, что каждого в детстве учат правильно себя вести, поступать так, как человек хотел чтобы поступали с ним, человеку свойственно делать ошибки, но свернуть на верный путь никогда не поздно.

Сочинение рассуждение на тему Добро и зло

Проблематика добра и зла издревле интересовала человечество. Двойственность этого мира рассматривалась, как возможность отыскать основные ориентиры, которые позволят выбрать собственный жизненный путь.

Раньше для людей многое являлось однозначным, так как отсутствовало смешение культур. Если человек рождался в каком-то обществе, то, как правило, проводил весь свой земной путь в идентичных условиях и не менял собственных моральных ориентиров. Для такого человека существовали вполне понятные добро и зло, они были всегда.

Для современного человека, который знает о том, как интерпретируется понятие добра и зла разными культурами и разными людьми, трудно отыскать для себя подлинный ориентир. Даже, если человек весьма ограниченный и стремится следовать, так сказать, своему племени и своему стаду, то даже в таком варианте, его понимание может пошатнуться.

Сейчас люди активно получают новые сведения и не являются такими зашоренными. Поэтому каждое убеждение и каждая концепция регулярно подвергается сомнению. Люди начинают осознавать относительность понимания добра и зла.

Конечно, речь идет зачастую о каких-то простых и бытовых деталях. К примеру, добрым может казаться педагог, который не заставляет много делать на уроке, но может быть на самом деле добр такой педагог, который изнуряет своих учеников на занятиях и они могут достойно выдержать экзамен?

Тут не существует однозначного ответа, он всегда является относительным в разных ситуациях.

Поэтому человеку нужно озаботиться поиском чего-то абсолютного. Есть ли объективная истина, которая полностью универсальна для всех ситуаций – задаю я себе вопрос, подобно мыслителям древности и современности.

Так хочется верить в наличие какого-то абсолютного и непреклонного добра в этом мире, но ведь, если так, то также в этом мире существует и абсолютное зло. Как быть с этим фактом? Мне до сих пор не известно.

Сочинение 4

Каждый из нас с детства знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители давно говорили : Не делай плохо! Добро и зло что это? Кто дал определение этим словам? Кто решил, что делать так- это хорошо, а делать по-другому — это плохо.

Унижать и обидеть людей — это зло. Быть добрым и ласковым — это добро. Пятерки в школе — это добро. Двойки — это уже зло. Болеть — это плохо, а быть здоровым и заниматься спортом — это добро. Баловаться спичками — это плохо. Помогать маме и папе — это добро. Переводить старушек через дорогу — это добро, а вот кататься на велосипеде по проезжей части — это зло.

Что касается меня, то я думаю, что все эти понятия относительны. Любые критерии всегда сравниваются с чем-то. Так и с этими определениями.

За основу этих определений взяли стандартное повеление человека, «ровно» и безэмоционально проживающего свою жизнь. Далее относительно этого поведения за длительное время выстроилось понятие добра и зла. Отход от стандарта в одну сторону — это добро, в другую сторону — зло.

Баловаться спичками — это плохо, так как относительно стандартного поведения, этот поступок может привезти к пожару. Пожар в свою очередь может привезти к потере имущества или даже к смерти. А это уже точно плохой исход.

Учиться в школе на оценки выше среднего — это нормально. Когда оценки у тебя в дневнике — это пятерки, значит что знания по этому предмету у тебя максимально высокие — это хорошо. А вот оценки 2 и 3 свидетельствуют о том , что понятия о данном предмете у тебя почти нулевые — это плохо, это зло.

Болеть — это плохо! Во время болезни организм максимально ослаблен, вы уязвимы и чувствуете себя плохо — разве это может быть хорошо? Болеть — это зло!

Обижать животных — это зло. Собаки и кошки, такие же живые существа, как и мы с вами, разница в том, что они не могут дать сдачи. Обижать того, кто не может дать сдачи и постоять за себя — это плохо. А вот помочь брату меньшему — это хорошо.

Поступок добрый если после него на душе так тепло, что хочется петь. Злой поступок не вызовет таких чувств. Зло вызывает грусть и раздумье на душе. После злого понятия, чувствуется, что совершил, что-то неправильно.

Вообще понятия зло и добро довольно обширные и относительные. Что для одного хорошо, не обязательно для другого будет добром. Что для одного зло, не обязательно  для другого будет плохим. В жизни необходимо поступать всегда по совести! Тогда у вас не будет сомнений, что поступили вы плохо.

← Власть денег в современном мире← Вредные привычки Свободная темаКвартира моей мечты →Мое хобби (рисование, вязание) →

  • Анализ рассказа Распутина Последний срокПовесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.
  • Сочинение Моя любимая сказка Андерсена Дюймовочка 5 классСказка о крошечной Дюймовочке никого не оставит равнодушным. Эта маленькая девочка научила меня быть терпеливой и доброй. Её появление на свет было для мамы долгожданным и в тоже время необычным.
  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 классИтак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи
  • Сочинение по рассказу Богомолова ИванВо время Великой Отечественной войны детство всех детей закончилось. История повествует далеко не об одном ребенке-герое, который защищал себя, свою семью, родную землю. У них не было выбора.
  • Жизнь Обломова (по роману Гончарова) сочинениеВо многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/svobodnaya-tema/dobro-i-zlo

От альтруизма до психопатии: природа добра и зла

Люди способны на действительно невероятные поступки. В экстренных ситуациях мы можем броситься спасать человека из машины, застрявшей на железнодорожных путях, несмотря на уже приближающийся поезд. Или кинуться в ледяную воду за ребенком, который провалился под лед.

Подобные героические поступки — примеры так называемого крайнего альтруизма. Термин означает самоотверженные действия, которые человек совершает по отношению к другим, часто незнакомым людям, чтобы помочь им, несмотря на риски для собственной жизни.

Крайний альтруизм проявляется в из ряда вон выходящих ситуациях, поэтому мы, как правило, не знаем, способны мы на него или нет.

Человечеству действительно известно немало примеров истинного геройства со стороны людей, способных на самопожертвование. Не меньше в истории и примеров невероятной жестокости, исходящей от людей, склонных к насилию и разрушению. Альтруисты и психопаты стоят по разные стороны морального компаса и представляют собой крайние проявления всего лучшего и худшего, что мы как вид воспитали в себе за годы развития и эволюции.

Предполагается, что лучшие черты, то есть стремление помогать друг другу, развились в нас в результате жизни внутри больших социальных групп. Наши предки были вынуждены собираться вместе, чтобы вместе же противостоять внешним опасностям. Однако, поскольку одним группам приходилось конкурировать с другими, одновременно со взаимовыручкой мы воспитали в себе и готовность навредить соперникам, причем при необходимости — смертельно.

И добро, и зло напрямую связаны со способностью к эмпатии, то есть умению поставить себя на место другого человека и почувствовать то, что чувствует он. Развитая эмпатия побуждает нас помогать тем, кто оказался в беде, тогда как ее недостаток, наоборот, толкает на жестокое, антиобщественное и психопатическое поведение. И, по всей видимости, недостаток эмпатии связан со сбоем в нейронных связях нашего мозга.

Природа добра и зла

К эмпатии способны не только взрослые люди — по крайней мере, к таким выводам пришла Мааян Давидов и ее коллеги, исследовав реакцию младенцев на состояние окружающих людей. В ходе эксперимента оказалось, что многие дети до полугода реагируют на раздражители вроде другого плачущего ребенка или на мать, которая расстроена. Причем реагируют не ответным раздражением, а озабоченностью, и чем старше ребенок, тем сильнее это проявляется.

Однако, как показал тот же эксперимент, подобным врожденным чувством сопереживания обладают далеко не все дети. Поскольку речь идет о малышах, которые еще не успели впитать в себя культурные, социальные и семейные нормы, ученые делают аккуратные предположения, что

уровень эмпатии, а также предрасположенность к альтруизму и жестокости заложены в наших генах

Однако речь идет именно о предрасположенности, т. е. при хорошем раскладе, если ребенок оказывается в правильной семье и воспитывается родителями, у которых нет проблем с эмпатией и моральным компасом, все будет хорошо.

Две стороны одной монеты

К сожалению, если этого не происходит и ребенок, предрасположенный к низкому уровню эмпатии, оказывается в негативной среде, мы получаем взрослого человека с — в той или иной мере — антисоциальным поведением. В особо тяжелых случаях — человека с расстройствами психопатического спектра.

Черты, наиболее характерные для психопатов, — притворное горе и отсутствие раскаяния, а также пренебрежение чувствами других наравне с мастерским умением делать вид, что в действительности они испытывают те или иные чувства. Именно поэтому психопаты так опасны: люди со здоровым восприятием не в состоянии оценить степень искренности чувств психопата, поскольку просто не сомневаются в ней.

Доктор Кент А. Кил, автор книги «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния», провел целый ряд экспериментов с заключенными, на основании которых сделал интересные выводы.

Согласно заключениям ученого, для людей с психопатическими расстройствами характерны чисто биологические нарушения в тех областях мозга (участки миндалевидного тела), которые отвечают за формирование эмоций, принятие решений и самоконтроль. У психопатов в этих областях мозга содержится на примерно 5–7% меньше серого вещества, чем у остальных людей.

Чтобы компенсировать недостаток, они используют другие участки мозга, сознательно моделируя эмоции, — отсюда столь мастерское умение притворяться.

Люди с психопатическими расстройствами осознанно думают о том, что хорошо, а что плохо, тогда как остальные люди просто неосознанно чувствуют, куда указывает стрелка их морального компаса

Крайние альтруисты, как уже было сказано выше, — полярная противоположность психопатам, которые на самом деле точно так же страдают нарушениями в нейронных связях мозга.

Просто эти нарушения, в отличие от нарушений психопатических, общество готово принять, а иногда даже одобряет.

Если для психопатов характерна сниженная реакция на боль других людей, то в тех же условиях альтруисты испытывают более выраженную активность в миндалевидном теле, которое у них в целом на 8% больше, чем у обычных людей.

Как отключить совесть

Однако если и альтруисты, и психопаты скорее исключение из правил и большинство людей не способны на акты слепого геройства или насилия, то чем можно объяснить массовые акты жестокости (от геноцида до травли одного ребенка всем классом), которые требуют соучастия или как минимум отсутствия противодействия со стороны большинства? Почему иногда замолкает голос совести людей, которые не страдают расстройствами и способны на «нормальную» эмпатию?

Попытаться объяснить это явление можно с помощью уже классического эксперимента Стэнли Милгрэма, который ученый провел еще в 60-е годы прошлого века.

Согласно условиям эксперимента, участники должны были посылать импульс тока человеку в другой комнате, когда тот давал неправильный ответ на вопрос. Причем каждый последующий неверный ответ предполагал более сильный удар током; насколько повышать напряжение, испытуемые должны были решить самостоятельно.

Во время эксперимента в комнате присутствовал исследователь-ассистент, который всячески подстрекал человека повышать разряд, — большинство в итоге доводили уровни напряжения до величин, опасных для жизни.

И делали это, несмотря на крики боли, доносившиеся из соседней комнаты ❓ На самом деле током никого, конечно же, не били: крики были записаны, но испытуемые узнавали об этом только после эксперимента. .

Завершив эксперимент, Милгрэм пришел к довольно неутешительному выводу: большинство взрослых людей готовы на практически что угодно, если указания идут от тех, кто обладает властью.

В таких ситуациях мозг человека постепенно «перепрошивается», после чего совершенно безвредные люди становятся способны даже на убийство. Проще всего это сделать, создав образ «врага», представляющего угрозу.

Со временем, если работа ведется планомерно, масштаб «врага» подрывает любую способность человека испытывать к нему эмпатию. Причем многие люди, совершив преступление под подобным психологическим давлением, впоследствии не испытывают никакого раскаяния относительно сделанного.

Все потому, что эмпатия замещается «логичными оправданиями» даже самых ужасных поступков.

Все пропало?

Выходит, врожденную способность к состраданию можно подавить, и это был бы очень грустный вывод о влиянии, которое способно оказать на нас общество, если бы не одно но. Процесс одинаково хорошо работает в обе стороны.

Потенциально опасные антисоциальные и психопатические проявления можно предотвратить, если вовремя обратить на них внимание — еще в детстве.

Однако стать добрее может и взрослый человек: часть нашего разума, которая отвечает за отношения с окружающими, остается достаточно гибкой и в зрелом возрасте.

Так что способность меняться к лучшему — это не миф, а вполне себе реальность, которая сулит нашему обществу немало хорошего. Конечно, если мы начнем осознанно отдавать себе отчет в том, какое направление выбираем сегодня, завтра и каждый день.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17895-ot-altruizma-do-psikhopatii-priroda-dobra-i-zla

Добро и зло

Прочитаем к тематическому направлению «Добро и зло» итогового сочинения 2019 – 2020 учебного года, размещённый на сайте ФИПИ.

Тематическое направление Комментарий
Добро и зло Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Определение слов «ДОБРО» и «ЗЛО»

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо. Примеры со словом «добро»: добро побеждает зло; добро торжествует над злом.

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, зло – чувство вражды, недоброжелательности. Примеры со словом «зло»: зло не может привлекать; видеть зло в окружающем мире.

Список произведений, которые подойдут для аргументации в сочинении:

— А.С. Пушкин «Медный всадник»

— Н.В. Гоголь «Шинель»

— А.Н. Островский «Гроза»

— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

— М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

— М.А. Булгаков «Собачье сердце»

— И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

— Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Письмо сорок шестое «Путями доброты»

— В.Г. Распутин «Уроки французского»

— А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

— В.К. Железников «Чучело»

— А. Платонов «Юшка»

— В. Солоухин «Под одной крышей»

— Кого можно назвать добрым человеком?

— Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?

— Как вы понимаете высказывание римского философа Сенеки «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?

— Что делать, если живёшь в жестоком и равнодушном мире?

— Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?

— Как вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва «Добро – это прежде всего счастье всех людей».

— Вы согласны с тем, что пути «обогащения» человека – в добрых поступках?

— Может ли зло помочь человеку понять себя?

— В чём проявляется истинная доброта?

— Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?

Афоризмы о добре и зле

Злость есть отсутствие добра (В.Ф. Одоевский)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. (Л.Н. Толстой)

Зло порождает зло. (М.Ю. Лермонтов)

Добро и зло – понятия, знакомые нам с детства. Но чаще мы их воспринимаем как набор определённых человеческих качеств. Добро – это честность, порядочность, нравственность, чистота, а зло – это непорядочность, безнравственность, высокомерие, подлость.

Однако не всё так однозначно. Также предлагаю ознакомиться со статьёй «“Война и мир” – к 150-летию великой книги». В ней вы найдёте объяснение неоднозначности характеров героев.

Почему условное деление на «положительных» и «отрицательных» персонажей неактуально в романе-эпопее «Война и мир».

В реальной жизни сложно различить, где добро, а где зло. Нередко они переплетаются, и тогда размышления над разворачивающимися событиями, над поступками героев, их характерами становятся особенно интересными.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников создаёт ужасную теорию: «Одна смерть и сто жизней взамен. За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Да ведь тут арифметика!».

Он замышляет убийство старухи-процентщицы и пытается «переступить через кровь» «во имя добра». Герой считает, что творит добро, на самом деле он совершает преступление. Сама жизнь опровергает его ужасную теорию. По мнению Ф.М. Достоевского, любая человеческая жизнь обладает абсолютной ценностью.

Спасение добра с помощью зла априори невозможно.

В драме Максима Горького «На дне» неоднозначен образ Луки. Вы также можете ознакомиться с анализом образа Луки в статье «Надежда и отчаяние». Странник, появившись в ночлежке, находит для каждого добрые слова.

Кого-то он утешает, кого-то он убеждает в существовании лучшей жизни Он произносит воодушевляющие слова, но не решает жизненных проблем обитателей ночлежки. Человек должен нести ответственность за свою судьбу и действовать, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. Но герои пассивны и безвольны.

Именно поэтому «добро» Луки оборачивается для них «злом», ситуация в ночлежке становится ещё более трагичной: Васька Пепел попадает в тюрьму, Актёр кончает жизнь самоубийством, жизнь Наташи изуродована.

Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном» в седьмом письме под названием «Что объединяет людей» отмечает: «Истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума.

Тем добро и хорошо», а в письме сорок шестом «Путями доброты» – заключительном в этой книге – призывает читателя осознать, что «в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная.

Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью».

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема добра и зла решается необычно. «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» – этой цитатой из «Фауста» начинается роман «Мастер и Маргарита».

Воланд – верховный князь тьмы показан как абсолютное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости на земле: « что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы исчезли тени?».

Воланд не может совершать добро, но он уравновешивает добро и зло, наказывая взяточников, лжецов, доносчиков. По мысли М.А. Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Самое большое зло, по мысли автора, сосредоточено в человеческом обществе. И так было во все времена – недаром в романе переплетаются два временных плана. Понтий Пилат приговаривает Иешуа Га-Ноцри к казни потому, что такого решения ждёт от него общество. При этом прокуратор понимает, что перед ним мудрый, добрый человек, и делает попытки спасти его. Но из-за трусости Понтий Пилат не настаивает на своём мнении и казнит пророка. Итогом становятся бесконечные муки совести героя.

В рассказе В.А. Солоухина «Под одной крышей» интересна развёрнутая метафора, характеризующая зло: «Вероятно, так и началась история на земле. Обида отплачивается обидой. Всегда хотя бы с маленьким перехлестом. Крупица зла породила горошину зла. Горошина породила орех, орех породил яблоко, яблоко породило арбуз И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество».

Тренинг

Задания: напишите сочинение (направление «Добро и зло»), используя Письмо 46 «Путями доброты» Д.С. Лихачёва в качестве аргумента. Сформулируйте тему (темы) самостоятельно, учитывая именно этот литературный материал.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Письма о добром и прекрасном»

Письмо сорок шестое «ПУТЯМИ ДОБРОТЫ»

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

К.ф.н. Кривенкова И.А.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/dekabrskoe-sochinenie-2019/dobro-i-zlo/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе родилась Святая Мария
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Когда был введен юлианский календарь в России

Закрыть