Бойня в Газе: что не так с планом Трампа
Дональд Трамп превратил церемонию открытия посольства в полноценное шоу. Сам он написал личный анонс в твиттере о том, на каком канале и во сколько можно будет посмотреть прямой эфир. Именно так в представлении Трампа выглядит новый формат решения ближневосточного конфликта: ярко и броско. Но проблема в том, что эту картинку портит другая сторона — палестинцы.
Дочь президента Иванка Трамп перед вылетом в Израиль выложила в фейсбуке свою фотографию у Стены плача.
«Я огромной радостью возвращаюсь в Иерусалим. Для меня честь присоединиться к делегации, которая представляет президента Трампа, его администрацию и американский народ на этой знаменательной церемонии, посвященной открытию посольства США и Иерусалиме, — гласил текст. — Мы молимся за безграничный потенциал и будущее американо-израильского союза, и мы молимся за мир».
Миром не кончилось
Иерусалим был захвачен израильской армией в 1967 году. С тех пор восточная часть города, которая должна принадлежать палестинской стороне, считается оккупированной территорией (это подтверждают в том числе резолюции Совбеза ООН).
Посольства мировых держав в Израиле все это время располагались в Тель-Авиве. Однако президент США решил, по собственным словам, «признать правду» и перенести посольство страны в «настоящее сердце Израиля» — Иерусалим. Даже несмотря на спорный статус города и осуждение со стороны большинства европейских держав.
На самой церемонии много говорили о мире. Но миролюбивого мероприятия так и не вышло.
Хотя бы потому, что американские пасторы Джон Хейджи и Роберт Джеффресс, которые выступали у трибуны с молитвами, говорили не совсем о милосердии. Хейджи обращался «ко всем исламским террористам» и «диктаторам», что «Иерусалим выстоит», а США и Израиль будут «вечными союзниками». Джеффресс, в свою очередь, благодарил небеса за то, что они явили миру Дональда Трампа.
За обоими богословами тянется шлейф, мягко говоря, спорных высказываний. Например, Хейджи ранее заявлял, что Гитлер исполнял волю божью, уничтожая евреев.
Джеффресс, в свою очередь, называл ислам «ересью из адской бездны», а также утверждал, что пророк Мухаммед «продвигал педофилию».
Впрочем, 14 мая их молитвы не вызвали вопросов ни у кого из присутствующих.
Был и еще более существенный аргумент, шедший вразрез с заявлениями, которые делал Трамп (сам он в Израиль не приехал, зато записал видео), первый посол США в Иерусалиме Дэвид Фридман, зять и старший советник американского президента Джаред Кушнер, а также сама дочь американского лидера.
Пока они говорили о том, что Иерусалим должен объединить представителей всех мировых религий, столкновения протестующих палестинцев с израильскими силами безопасности унесли жизни 59 безоружных демонстрантов (последние данные палестинского министерства здравоохранения).
Палестинцы — часть проблемы
ООН осудила действия израильских ВС, которые использовали огнестрельное оружие против толпы. Со своей стороны тысячи палестинцев, которые 14 мая в очередной раз попытались прорвать израильскую блокаду сектора Газа, активно использовали камни, коктейли Молотова, горящие шины и другие подручные средства.
Американские СМИ назвали столкновения самыми жесткими с момента операции «Нерушимая скала» в 2014 году, которую ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) провела в секторе Газа.
Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху отверг обвинения в непропорциональной агрессии. По его словам, ЦАХАЛ имеет право защищаться от радикального палестинского движения ХАМАС. Именно его боевики обострили ситуацию, уверены власти Израиля.
Джаред Кушнер, который считается главным архитектором ближневосточной стратегии, во время иерусалимской церемонии обозначил более конкретную позицию по этому вопросу. «Судя по протестам, которые мы могли наблюдать в последние несколько месяцев и даже сегодня, провоцирующие насилие люди — это часть проблемы, а не часть решения», — заявил он.
Иными словами, те палестинские политические силы, которые поддерживают протесты, автоматически исключаются из процесса по урегулированию ближневосточного конфликта.
Это полностью противоречит стратегии предшественника Трампа, президента США Барака Обамы, который пытался усадить за стол переговоров с израильтянами часть палестинских сил, которые считались радикальными.
Пространная речь Кушнера, которую тот произнес на церемонии открытия посольства США, — довольно редкое явление. Обычно зять Трампа предпочитал молчать и не выступать на публике. Однако 70-летие Израиля, к которому было приурочено открытие, он счел достаточно веским поводом, чтобы показать себя и продемонстрировать свои успехи как политика.
Сделка отменяется
Американский телеканал CNN отметил, что события в Иерусалиме и секторе Газа «подчеркнули масштаб задачи, которую поставили перед зятем Трампа, — и проблемы, с которыми столкнулись его инициативы».
Именно Кушнер отвечает за то, чтобы у Трампа появилось новое и эффективное решение палестино-израильского конфликта.
По словам Елены Супониной, советника директора Российского института стратегических исследований, этот план заключается в следующем: Израиль получает американское признание Иерусалима, а палестинские власти соглашаются с этим, получив щедрые пожертвования как с Запада, так и со стороны арабских союзников Вашингтона.
«Но Трампу не удастся сделать Иерусалим частью новой сделки по решению палестинской проблемы. — рассказала «Газете.Ru» эксперт. — Палестинцы на это не пойдут. Кроме того, это подольет масла в огонь террористической активности в регионе».
Церемония открытия посольства США в Иерусалиме говорит о том, что палестино-израильский конфликт отходит на второй план.
Об этом в беседе с «Газетой.Ru» рассказал Алексей Малашенко, руководитель исследований Института диалога цивилизаций и эксперт Московского центра Карнеги.
«Остается только гадать, планировал ли Трамп заранее в одно и то же время разорвать «ядерную сделку» с Ираном и перенести американское посольство в Иерусалим, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — Скорее всего, это совпадение. Но тем не менее, очевидно, что для Трампа палестино-израильский конфликт не играет прежней роли».
Лучшие друзья
По мнению Малашенко, сейчас США гораздо сильнее волнует ситуация в Сирии и усиление влияния Ирана на Ближнем Востоке. В этом Вашингтон и Москва едины. Ни Россия, ни США не считают проблему Иерусалима главной для региона. Судя по визиту Нетаньяху в Москву на 9 мая, политик объяснил свою позицию Кремлю и нашел понимание со стороны российского президента Владимира Путина, считает эксперт.
Премьер Израиля Нетаньяху и президент страны Реувен Ривлин, в свою очередь, не скрывали свою радость от решения Трампа выполнить обещание и фактически признать Иерусалим исключительной вотчиной Израиля.
«У нас нет лучше друзей, чем Соединенные Штаты», — заявил Нетаньяху.
На церемонии открытия посольства США в Иерусалиме в самом конце речи политик использовал выражение «неделимый Иерусалим». Консерватор Нетаньяху настаивает на том, что город должен принадлежать только Израилю, причем вместе с восточной частью, которую палестинцы считают своей.
Сам Трамп и представители его администрации так четко свою позицию относительно статуса Иерусалима пока не формулировали. Более того, Кушнер 14 мая подчеркнул: Вашингтон воспринимает город как место для всех национальностей и конфессий. Остается теперь объяснить это палестинской стороне.
Источник: https://www.gazeta.ru/politics/2018/05/15_a_11751289.shtml
Что, если бы крестоносцы не разорили Константинополь — Что если
Это история о том, как благословленное Папой мероприятие превратилась в коммерческую кампанию Венецианской республики. Крестовый поход, целью которого было спасение Иерусалима от мусульман, сделался актом террора против христиан. Впрочем, обо всем по порядку. Главное причиной капитального изменения планов уже по ходу действия, стал, несомненно, упадок популярности самой идеи.
И если в Третий крестовый поход собрались два короля, один Император и штук десять герцогов, то в случае с Четвертым это все была совершенно недоступная роскошь. Король Франции Филипп II Август на призыв Папы Иннокентия III вновь поднять оружие за свободу Святой Земли ответил вежливым отказом, сославшись на то, что в крестовом походе он уже участвовал.
Германский Император Оттон IV также предложение из Рима отклонил, увидев в этом явный подвох и сочтя, что Папа желает удалить его из Европы, дабы ослабить Империю.
Взятие Константинополя. (wikipedia.org)
В итоге, самыми знатными предводителями крестоносного воинства оказались граф Фландрии Балдуин I и марграф Монферрата Бонифаций. Из 30 тысяч человек, которых планировалось привлечь для участия в походе, до Венеции, которая была местом сбора, добрались только лишь 12. И вот тут начались проблемы. Крестоносцы не сумели заплатить обещанную сумму за фрахт кораблей, которые должны были доставить их в Святую Землю. 95-летний дож Венеции Энрико Дандоло занял довольно жесткую позицию.
Он, во-первых, неожиданно заявил, что путешествие через Средиземное море будет стоить дороже, во-вторых, оставил крестоносцев запертыми на острове Лидо. То есть, воинство Балдуина и Бонифация на сам остров привезли даром, но, чтобы с этого острова уйти, нужно было заплатить. Иными словами, крестоносцы не могли даже по домам разойтись.
В конце концов, вожди похода согласились на условия Дандоло. Хитрый дож решил использовать войско для решения торговых проблем Венеции. Проблем этих было две. Локальная: город Задар в Адриатике (современная Хорватия), глобальная: Византия — торговый конкурент Венеции на всем Средиземноморье.
Сначала Дандоло предложил крестоносцам захватить Задар и получить отсрочку (то есть, дож не простил долг, он просто согласился подождать с оплатой). Затем условия изменились. Поддавшись то ли уговорам Дандоло, то ли жажде легкой наживы, крестоносцы согласились вмешаться во внутривизантийский политический конфликт.
Они поддержали Императора Исаака Ангела, свергнутого его братом Алексеем, явились к стенам Константинополя и восстановили «законную власть».
Получив назад трон, Исаак отказался платить обещанные деньги и идти Венеции на торговые уступки. После этого крестоносцы захватили и разграбили город, убили массу христиан и, по сути, стерли Византий с мировой карты. Из ее обломков возникли две новых Империи.
Латинская, образованная участниками похода (ее столицей был Константинополь, а первым Императором стал Балдуин Фландрский) и Никейская, собственно, правопреемница Византии. Ни о каком Иерусалиме речи уже, естественно, не шло. Папа Иннокентий дважды отлучал крестоносцев от церкви, но оба раза менял свое решение.
Сперва он предал «защитников Гроба Господня» анафеме за захват Задара. Позже, однако, Папа счел этот шаг стратегическим маневром. Он простил крестоносцев с условием, что теперь они отплывут в Святую Землю. После Константинополя Папа вновь наложил интердикт, причем разом и на крестоносцев, и на их земли, и на Константинополь и даже на Венецию.
Однако Иннокентию вновь пришлось изменить решение, когда крестоносцы поставили его перед фактом: власть католической церкви теперь распространится на Восток.
Могло ли быть иначе?
Могло, если бы сам поход собрал более престижный состав. Все-таки, короля Франции, нельзя запереть как ребенка на острове Лидо. К тому же, если бы Филипп, зачем-то, собрался бы снова в Святую Землю, он использовал бы свои собственные корабли и не просил бы о помощи Венецию.
Германский Император, согласись он принять участие в походе, отправился бы в Иерусалим по суше, как делали это до него Фридрих Барбаросса (Третий крестовый поход) и Конрад III (Второй крестовый поход).
А так само мероприятия с Фландрским графом в качестве лидера, изначально смотрелось убого.
Энрико Дандоло. (wikipedia.org)
Это как Олимпиада без игроков НХЛ или Оскар без кинозвезд. Другой момент, когда все могло измениться, имел место уже в Задаре. Через несколько дней после его захвата, между крестоносцами и венецианцами вспыхнул конфликт, который едва не перерос в полноценное побоище на руинах разоренного города. Оперативное вмешательство Балдуина и Дандоло свело этот кризис к нулю. Но вот какая история.
Если бы крестоносцы перебили венецианцев, то на Константинополь они бы уже едва ли пошли. Не пошли бы, скорее всего, и на Иерусалим. Все-таки, перспектива обогащения всегда более привлекательна, чем перспектива отпущения грехов. В Задаре была захвачена немалая добыча, в путешествие в Святую Землю в столь малых количествах могло обернуться полноценным фиаско. Разумнее было бы разойтись по домам.
Но Константинополю ничего бы не угрожало. И это важно.
Что изменилось бы
Теперь рассмотрим вот какой сценарий. 12 тысяч крестоносцев, каким-то образом, договариваются с Венецией. Захватив Задар, они отбывают именно в Египет, чтобы воевать за освобождение Иерусалима. Их шансы на успех в таком предприятии были бы близки к нулю.
Окажись они в Святой Земле, и Четвертый крестовый поход точно не стал бы судьбоносным историческим событием. Эту самую судьбоносность ему предал захват Константинополя. При иных обстоятельствах кампания Балдуина и Бонифация стояла бы в одном ряду с Пятым крестовым походом.
То была акция с высокой целью, которую, ввиду невозможности этой цели достичь, слегка переработали, превратив в очень локальную задачу, которая и была достигнута.
Тут было бы также. Крестоносцы, при определенном везении, захватили бы какую-нибудь важную крепость, а дальше либо заключили бы мир, либо передали ее какому-нибудь из еще уцелевших христианских государств. Вот и все. Глобально не изменилось бы совершенно ничего.
Зато уцелела бы все еще крепкая, пусть и терзаемая политическими дрязгами, Империя. Византия была восстановлена в 1261 году, когда войска Никейской Империи захватили Константинополь и выгнали оттуда потомков крестоносцев. Вот только это была уже не та Византия.
Возрожденная Империя утратила и былую военную мощь, и политическое влияние, и финансовую крепость.
Торговая война была проиграна. Итальянские города ушли далеко вперед. Вернуть Константинополь оказалось проще, чем восстановить коммерческие связи со странами Востока. Вернуться на рынок не вышло. Именно тогда, в 1204-м, когда крестоносцы ворвались в Константинополь, Византия и получила удар, от которого уже не смогла оправиться.
Те события предопределили печальный конец. В середине XV-го века Византия станет покорной жертвой турок-османов, а на карте Европы появится Османская Империя. Не вонзи крестоносцы нож в спину Византии за 250 лет до этого, и события могли бы пойти по иному сценарию.
И, как знать, может быть, и сейчас на карте мира мы видели бы слово Византия.
Источник: https://diletant.media/articles/39420351/
Города Израиля: Иерусалим
Иерусалим — это не только столица современного Израиля, но и город, который является на протяжении многих веков «центром мира» для иудеев, христиан и мусульман.
При этом, когда говорят о святынях, подразумевают, конечно же, Старый город за крепостной стеной.
По данным археологических раскопок, первые поселения на месте Иерусалима возникли в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Название свое, как предполагают историки, город получил по имени Шалема, правителя племен иевуситов, населявших в те времена территорию близ горы Мориа (позже известной как место, где Авраам хотел принести в жертву своего сына).
«Шалем», или «шолом» означает «мир», «ир» — город. «Иерушалайм» — город Шалема, или город мира.
Наиболее важные вехи истории Иерусалима
— Первые поселения на территории, которую ныне занимает Старый город, возникли около 3 тысячелетия до нашей эры.- Около 1000 года до нашей эры город становится столицей государства царя Давида. Сюда переносят Ковчег Завета со скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай, а на горе Мориа начинают возводить храм.
— Середина-конец VI века до нашей эры — разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором и возведение Второго Храма, который разрушили уже римляне под предводительством императора Тита в 70 году нашей эры. Также был разрушен и сам город, на обломках которого римляне начали строительство военного поселения Элия Капитолина.
На Храмовой горе к началу II века появился римский храм Юпитера, что вызвало серьезное восстание еврейского населения, после подавления которого римский император Адриан запретил евреям появляться в Иерусалиме, а название государства изменил на Палестину.
— Появление Иисуса Христа в Иерусалиме, его проповедь в храме Соломона, а также осуждение его судом Синедриона, а затем и судом римского прокуратора Понтия Пилата на смерть и само распятие на горе Голгофа датируются историками концом 20-х — началом 30-х годов I века. Христос сам нес свой крест до места казни, позже пройденный им маршрут по Виа Долороса стал одним из самых святых мест для христиан всего мира.
— В IV веке, после распада Римской империи, Иерусалим переходит во владение Византии, император которой Константин Великий превращает христианство в официальную религию своего государства. А его мать императрица Елена посещает Иерусалим в поисках мест, связанных с жизнью, смертью и воскрешением Иисуса Христа. По ее повелению на месте Голгофы и пещеры, в которой был погребен Мессия, начинается строительство храма Гроба Господня (первый храм был построен и освящен в 335 году), ставшего впоследствии главной святыней христианского мира.- С VII века начинается череда арабских завоеваний Иерусалима, в результате которых храм Гроба Господня неоднократно повреждается и восстанавливается, а на Храмовой Горе, где некогда стоял храм Соломона, возводится мечеть Аль-Акса, а затем и святилище Купол Скалы (Кубат-ас-Сахра).- XI-XIII века — большую часть этого периода Иерусалим находится под властью крестоносцев, при этом не прекращая быть центром противостояния западного христианского и восточного мусульманского миров.- С 1517 года и вплоть до окончания Первой мировой войны город находится под властью Османской империи, в это время возводятся стены и большая часть зданий того Старого города, который туристы видят и сегодня.- В 1922 году Иерусалим и вся Палестина по решению Лиги Наций переходят под управление Британского Мандата. С этого момента и до 1948 года, когда было образовано независимое государство Израиль, не прекращается противостояние между войсками британской администрации Палестины и еврейскими повстанцами.- В 1948 году в ходе первой арабо-израильской войны Старый город и восточная часть «нового» Иерусалима были захвачены Иорданией. Город был разделен стеной вплоть до 1967 года, когда во время Шестидневной войны Армии обороны Израиля удалось полностью освободить Иерусалим, включая и Старый город, от иорданских войск.
Старый город
В Старом городе сосредоточены самые значимые религиозные и исторические памятники не только Ближнего Востока, но и мира. Город поделен на четыре части: христианский, еврейский, армянский и мусульманский кварталы. Последний занимает самую большую площадь. Деление не условное, а хорошо различимое — по устройству и внешнему виду домов и улиц, укладу жизни.
Слева от Яффских ворот расположен офис туристической информации (есть проспекты и карты на русском языке, половина работников говорит по-русски).
Справа от Яффских ворот находится комплекс самых древних из сохранившихся до наших дней построек Иерусалима — Башня Давида (Мигдаль Давид). На самом деле это древняя цитадель, которая была возведена во II веке до нашей эры.
Сегодня здесь работает Музей истории Иерусалима, также открыт доступ на крепостные стены. В вечернее время (с наступлением темноты) с декабря по август в цитадели проходит лазерное шоу «Ночная мистерия».
Входной билет в цитадель (с посещением музея) стоит для взрослого 40 ILS, для ребенка (от 3 до 18 лет) — 18 ILS, на лазерное шоу — 55 ILS, для ребенка — 50 ILS соответственно. Комбинированный билет, включающий посещение музея и шоу, обойдется в 70 ILS для взрослого, для ребенка — 55 ILS.
Христианский квартал
Христианский квартал занимает северо-западную часть города — между крепостной стеной, Яффскими воротами на западе (эти ворота являются главным входом в Старый город для подавляющего большинства туристов), Новыми воротами на севере, улицей Давида на юге.
Улица Давида (David str.) от Яффских ворот уходит прямо, вглубь квартала, где и расположен главный христианский памятник — храм Гроба Господня (от ворот прямо по David str. до пересечения с Ha-Njtsrim str., далее, повернув налево, следовать по этой улице до храма). Храм открывается с восходом солнца (по обычаю, заведенному еще в XII веке) представителем древней мусульманской семьи.
С момента открытия и до появления первых туристических групп (примерно в 8:00-9:00) любому вошедшему сюда предоставляется уникальная возможность увидеть храм во всем великолепии: небольшую ротонду в центре, которая называется Кувуклия, где и находится Гроб Господень, церковь равноапостольной Святой Елены, Камень Помазания, Голгофу с местом Распятия, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста.
Непосредственно к храму Гроба Господня примыкает Александрийское подворье и церковь Александра Невского, возведенная над руинами Судных ворот. Рядом также находится лютеранская церковь Спасителя (Church of the Redeemer). В христианском квартале располагаются Греческий, Латинский и Эфиопский патриархаты (все в пределах трех-четырех улиц от храма).
Печально известная улица Виа Долороса (Via Dolorosa), по которой, согласно Евангелиям, Христос проделал свой скорбный путь на Голгофу, расположена в нескольких сотнях метров от церкви Александра Невского (пройти по улице Shuk-Ha Katsavim, которая плавно поворачивает и пересекается с улицей Beit HaBad, свернуть на эту улицу, то есть налево, и следовать до пересечения с Via Dolorosa — третий поворот направо). На протяжении всего Скорбного пути 12 остановок Мессии отмечены памятными табличками с описаниями событий на стенах домов. Также на пути находятся церковь Святой Вероники, церковь Богоматери Великомученицы, церковь Осуждения и Наложения Креста, монастырь Сестер Сиона
Источник: http://guide.travel.ru/israel/jerusalem/
Наиболее значимые исторические памятники
Иерусалимские экскурсии основываются на уникальной истории города. Иерусалим известен как один из старейших городов в мире, история которого связывает в один клубок бесчисленные народы — ханаанев, евреев, вавилонян, персов, греков, римлян, христиан и мусульман. Таким образом, миллионы туристов отправляются в этот святой город, чтобы глубже окунуться в его историю.
Иерусалим легче постичь через богатство его исторических памятников, большинство которых находится в Старом городе. Даже короткая 2-3х дневная экскурсия поможет Вам почувствовать историю Иерусалима
iTravelJerusalem представляет Вам наиболее значимые для понимания истории Иерусалима памятники. Истории, которая основана на трех главных мировых религиях – иудаизм, христианство и ислам, чьи легенды и материальные свидетельства сосредоточены в этом городе.
Начните ваш тур
Знакомство с Иерусалимом рекомендуется начать с посещения Елеонской горы. Отсюда Вам откроется вид на Старый город, на 4 его квартала: Еврейский, Христианский, Армянский и Мусульманский.
Еврейская история
Иерусалим является самым священным городом в еврейской истории. Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим. Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у иевусеев и провозглашен столицей. Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями — главная святыня иудейской религии. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.
Самым значительным памятником еврейской истории является А-Котель, широко известная как Западная стена или Стена Плача, которая служила внешней западной стеной Храмовой Горы, на которой стоял построенный царем Иродом около 2000 лет назад Храм. Люди приходят сюда в любое время дня и ночи, чтобы помолиться и почувствовать святость Западной Стены.
Планируя Ваш тур по Иерусалиму, мы рекомендуем посетить Тоннели Западной Стены, где Вы пройдете по подземелью вдоль иерусалимских камней; Вы сможете также занять лучшее место на обозрение Святая Святых.
Совет: заказывайте билеты заранее.
Всего в нескольких минутах пешего хода от Стены плача находятся самые известные места Еврейского Квартала. Здесь можно будет посетить, к примеру, древнюю римскую улицу Кардо и Синагогу «Хурва». Если пройти через Мусульманский квартал, Вы сможете попасть в Музей Башни Давида, что возле Яффских ворот.
Христианская история
Согласно христианскому преданию, Иерусалим является местом распятия и воскресения Иисуса Христа. Если Вы начнете своё путешествие с Елеонской горы (как указывалось выше), то оттуда Вы без проблем сможете попасть в Гефсиманский Сад и Церковь Всех Наций, где Иисус собрался со своими учениками в ночь своего ареста; также это место захоронения Марии Магдалины согласно Восточной Православной Церкви.
Общий маршрут иерусалимского тура включает в себя Крестный Путь, в том числе Виа Долороза и Храм Гроба Господня, либо Садовую могилу.
В христианскую часть иерусалимского тура также может входить посещение соседней деревни Эйн Керем, где находится Церковь Св. Иоанна Крестителя. Что касается самого Вифлеема, он находится в 10 минутах езды от Иерусалима; там находится знаменитая церковь Базилика Рождества Христова.
Мусульманская история
Размышляя о Иерусалиме, нельзя не вспомнить мечеть Купол скалы. Она является третьим по значимости молитвенным местом для мусульман-суннитов после Мекки и Медины в Саудовской Аравии. Согласно Корану, Мухаммед совершил здесь ночной путь, а затем вознесся к небесам. В иудаизме это место известно как гора Мориа, где Авраам связал своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву. Жертвоприношению воспрепятствовал архангел Гавриил.
Мечеть Аль-Акса, также расположенная на Храмовой горе, является одной из главных святынь мусульман.
Дополнительная информация
Если Вы хотите узнать о туристических информационных центрах, путеводителях и номерах телефонов, посетите страницу полезной информации, которая включает информацию о Старом городе, а также общие сведения для гостей Иерусалима.
Источник: https://www.itraveljerusalem.com/ru/article/top-historical-sites/
Чья столица Иерусалим и кто с этим не согласен | Блоги | ОТР
Наталья Волкова/ Фотобанк Лори
Президент США Дональд Трамп накануне объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и распорядился начать процедуру перемещения американского посольства в этой стране из Тель-Авива. Решение американского президента уже вызвало бурные протесты в арабском мире. Чьей же столицей на самом деле является этот древнейший город?
США признает Иерусалим столицей Израиля
Святыня трех мировых религий
История города насчитывает более 6 тысячи лет. Первое письменное упоминание о Иерусалиме встречается в древнеегипетских «Текстах проклятий» (около 2000 года до н. э.). Первые стены — с восточной стороны Иерусалима — были построены ханаанеями в XVII веке до н. э.
По Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали город у иевусеев. Давид превратил Иерусалим в столицу своего государства и религиозный центр, перенеся в город главную еврейскую святыню – Ковчег Завета. При сыне Давида царе Соломоне в Иерусалиме был сооружен Первый Храм.
Иерусалим — один из центров христианской религии — именно здесь согласно христианскому учению был распят и воскрес Иисус Христос. В Иерусалиме находится Храм Гроба Господня.
В 638 году город был захвачен арабским халифом Умаром ибн аль-Хаттабом. С этого момента начинается мусульманский этап в истории Иерусалима. Иерусалим особо почитается в исламе, как место, откуда пророк Мухаммад вознесся в рай. В Иерусалиме, на Храмовой горе располагаются древнейшая в мире мусульманская мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
В Иерусалиме убрали рамки металлоискателей у входов к одной из главных святынь ислама
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме Фтото: Радик Амиров /РИА Новости
История раздела
До 1917 года город входил в состав Османской империи. С 1917-го по 1947-й годы Иерусалим был административным центром английской подмандатной территории Палестина.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. Резолюция предусматривала для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться ООН через Совет по Опеке.
В результате первой арабо-израильской войны (15 мая 1948 г. – 20 июля 1949 г.) Иерусалим оказался разделен на две части: Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточную, включая Старый город контролировала Трансиордания (сейчас Иорданское Хашимитское Королевство).
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Иордания вынуждена была уйти с Западного берега реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
Споры вокруг статуса города
5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей, куда 26 декабря переехал израильский парламент — Кнессет.
Здание израильского Кнессета. Иерусалим. Фотобанк Лори
Израиль, вернувший под свой контроль территорию всего города в 1967 году, всегда оспаривал тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права.
ООН и значительная часть международного сообщества до недавнего времени официально не признавали аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним. Совет Безопасности в своей резолюции №242 от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны. СБ ООН также осудил израильские поселения на территориях, захваченных в 1967 г., включая Восточный Иерусалим.
30 июля 1980 года
Источник: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/ch-ya-stolica-ierusalim-i-kto-s-etim-ne-soglasen-69.html
Иерусалим — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Иерусалим. В центре — храм Гроба Господня. Фото ок. 2007 г. |
Иерусалим (др.-еврейск. Ieruschalajim — Иерушалаим, “жилище мира”, араб. Аль-Кудс), гл. город древней Палестины; в древности назывался Иевусей (город Иевусеев). Священный город трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Расположен к западу от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье (на склонах трех отрогов Иудейских гор). 283,1 тыс. жителей (1970).
Первые упоминания об Ииерусалиме относятся к середине 2-го тысячелетия до н. э. Позднее в разное время им владели Иудейское царство (Взят Давидом, сделан главным городом, украшен Соломоном, построившим дворец и знаменитый храм), держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, государство мамлюков, Османская империя.
586 г. до н.э. Иерусалим взят и разрушен Навуходоносором, 320 г. до н.э. — Птолемеем, 169 г. до н.э. — Антиохом Епифаном.
В декабре 164 г. до н.э. город был отбит у сирийцев Иудой Маккавеем.
В 70 г. Иерусалим был захвачен сожжен императором Титом.
Древний Иерусалим состоял из след. частей:
- Верхний город на горе Сион (укрепление, цитадель);
- Нижний город на горе Акра, и
- храмовая гора Мория.
В маккавейскую и римскую эпоху к ним присоединены части к северу от Мории и Акры (гора Антония). Адриан 150 построил на развалинах древнего Иерусалима римскую колонию (Aelia Capitolina), Константин Великий сделал ее местопребыванием христианских патриархов.
В 614 Иерусалим взят персидским царем Хозроем II.
В 637 — взят Омаром.
В 1099 — крестоносцами сделан главным городом королевства Иерусалимского.
В 1187 взят Саладином,
С 1244 беспрерывно во владении мусульман, с 1517-турок.
В декабре 1917 Иерусалим был занят английскими войсками. В 1920-47 административный центр английской мандатной территории Палестина.
После ликвидации английского мандата на Палестину по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 Иерусалим должен был стать самостоятельной административной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН.
После арабо-израильской войны 1947-1949 город был разделён на две части: восточную, которая отошла к Иордании, и западную — к Израилю.
В январе 1950 правительство Израиля, вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947, объявило Иерусалим столицей Израиля. Великобритания, СССР, США, Франция и др. государства не признали этой акции Израиля. В начале июня 1967 Израиль захватил восточную часть Иерусалима.
28 июня 1967 правительство Израиля приняло постановление о ее присоединении к западной части города, 5-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (4 и 14 июля 1967) приняла резолюции, требующие от Израиля отмены всех мер по аннексии восточной части Иерусалима, однако эти решения не выполняются, 21 мая 1968 Совет Безопасности призвал Израиль отказаться от любых действий, которые могут изменить статус этого города, определённый прежними решениями ООН. Эта позиция Совета Безопасности вновь была подтверждена в его резолюциях от 3 июля 1969 и 25 сентября 1971.
В восточной части Иерусалима — остатки памятников эллинистического и римского времени. Руины раннехристианских памятников (начиная с 4 в.): ротонды «Гроба Господня» (неоднократно перестраивалась), нескольких крипт 5 в., базилики на Масличной горе. Памятники арабской культуры: мечети Куббат ас-Сахра (687-91, на месте разрушенного римлянами в 70 н. э. храма Соломона, 10 в. до н. э.), аль-Акса, (переделана из христианской базилики в начале 8 в.
, капитально перестраивалась в 780 и в 1035). Ряд церквей 11-12 вв.: св. Анны, св. Иакова и др. К 14 в. относится цитадель (с перестройками 16 в.), к 16 в. — городские стены с воротами (в том числе Дамасские ворота, 1537). Западная часть города начала застраиваться со 2-й половины 19 в. Много общественных зданий, среди которых значительны новый комплекс университета (начат в 1954), медицинский центр (1960, И. Нейфельд). Музеи: Национальный музей Израиля, Национальный музей «Бецалель».
Еврейский университет (основан 1918).
Религиозная статистика
- ок. 2009 [1] — в Иерусалиме ок. 11 460 христиан, из них ок. 4 500 римо-католиков, ок. 3 500 православных, ок. 1 500 армянских антихалкидонитов, ок. 850 протестантов, ок. 250 коптских и сирийских антихалкидонитов, ок. 60 эфиопских антихалкидонитов
- кон. 2010 [2] — 11 500 христиан.
Храмы
- Ветхозаветный храм (разрушен в 70 г. н.э., сохранилась только южная стена, именуемая «Стеной плача»)
Иерусалим |
Литература
- Статья Православной энциклопедии:
- http://www.pravenc.ru/text/293782.html
Использованные материалы
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Большая советская энциклопедия
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1186.html
Иерусалим(Израиль)
- Передняя Азия
- Израиль
Иерусалим (ירושלים) — один из старейших городов мира, священный город трех религий, столица Израиля и Палестинской автономии.
Географическое положение Иерусалима
Иерусалим расположен в центре Израиля на полупустынном плоскогорье Иудейского плато, в седловине Иудейских гор, на высоте 650—840 м от уровня моря, практически на равном расстоянии (ок. 50 км.) от Средиземного и Мертвого морей.
Площадь города 123 км2, население 770 тыс. человек.
История Иерусалима
Первое поселение на территории Иерусалима было основано ок. 3500 г. до н. э., вероятно, первыми «иерусалимцами» были представители ханаанских племен. Одно из древнейших письменных упоминаний Иерусалима — 1400 г. до н. э. (бронзовый век). В 1000 году до н. э.
Иерусалим захвачен еврейским царем Давидом, который перенес сюда главную иудейскю святыню — Ковчег Завета. На горе́ Мориа (в настоящее время более известна, как Храмовая гора) был установлен жертвенник, позже, в 960 г. до н. э.
сын Давида, царь Соломон за семь лет строит на этой горе Первый Храм.
В 598 г. до н. э. Иерусалим разорен вавилонским царем Навуходоносором II. Второй Храм (значительно скромнее Храма Соломона) построен евреями после возвращения из вавилонского пленения, 516 г. до н. э. Иерусалим был завоеван Египтом, после эллинистической Сирией. Евреи-маккавеи восстали против иноземцев и 165 г. до н. э.
освободили и освятили Храм (в честь этого события отмечается праздник Ханука — «освящение»). Независимое еврейское государство просуществовало до 63 г. до н. э., когда римские войска после трехмесячной осады захватили укрепленный Храм. Иудея объявлялась римским протекторатом, а Иерусалим — ее центром.
Царь Иудеи Ирод перестроил Храм и Храмовую гору.
В начале I в. Иерусалим послужил сценой евангельских событий, здесь встречали, судили и казнили Христа. Еврейское антиримское восстание и последующая Первая Иудейская война не пощадила ни Храм, ни весь Иерусалим. В 70 г. римские войска после продолжительной осады сожгли Храм, распахали Храмовую гору и практически полностью разрушили город. В 135 г.
Иерусалим восстанавливается, как римский город, евреям (вернее, всем, кто подвергся обрезанию) запрещен вход в него. В 335 г. мать императора КонстантинаЕлена (равноапостольная) на месте погребения Иисуса Христа строит храм Гроба Господня.
В 361 году император Юлиан Отступник разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 строительство полностью прекращено из-за пожара.
Иерусалим побывал в руках персов и византийцев, в 637 г. город захватывают мусульмане, построившие мечеть Аль-Акса, и Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы). Для освобождения Иерусалима от неверных христианской церковью были организованы крестовые походы. Город несколько раз переходил из рук мусульман в руки крестоносцев. Было основано и пало христианское Иерусалимское королевство. В 1517 г. Иерусалим занимают турки Османской империи.
В 1917 г. город отвоеван у турок англичанами. Палестина находится под контролем Великобритании. В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В 1948 г. произошла война за раздел Палестины. Иерусалим оказался разделенным: запад остался за Израилем, восток города заняла Иордания.
В 1967 В ходе Шестидневной войны Израиль захватил Западный берег реки Иордан, получив полный контроль над Иерусалимом. С 1980 г. Иерусалим де-юре признан полностью аннексированным Израилем и назван «неделимой» столицей государства.
Статус Иерусалима и, особенно, восточной части остается спорным вопросом, обсуждающимся на международном уровне.
Достопримечательности Иерусалима
В Иерусалиме выделяют Старый город — район площадью менее 1 км2, окруженный крепостной стеной. В пределах Старого города Иерусалим находился до второй половины XIX в. Традиционно Старый город разделяется на четыре квартала и имеет несколько ворот.
|
Стена плача
Западная стена Второго храма, разрушенного римлянами в 70 г. — величайшая святыня иудаизма, место паломничества евреев.
Храм Гроба Господня
Одна из главных святынь христианства разных деноминаций — храм, возведенный на месте, где был распят, погребен и воскрес Иисус Христос.
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Омара — третья по значимости святыня ислама в мире (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Здесь Мухаммед встретил пророков Ибрахима, Мусу и Ису и совершил молитву в качестве имама. Ангелы рассекли Мухаммеду грудь и омыли его сердце. И тогда он совершил восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес, после чего предстал перед Аллахом, который открыл Мухаммеду правила мусульманской молитвы.
Виа Долороса
Крестный путь — дорога, по которой Иисус шел на казнь. Почитается христианами и, особенно, католиками.
Монастырь Святой Марии Магдалины
Православный женский монастырь, на территории которого находится лестница, по которой Иисус входил в Иерусалим, грот, в котором, уснули Петр, Иаков и Иоанн во время молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.
Купол скалы
Куббат ас-Сахра — объект, притягивающий взгляды в Старом городе — золотой купол на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса на месте разрушенного Иерусалимского храма. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж).
По иудейской традиции именно с этого выступа (камня основания) началось сотворение мира, на нем же стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.
Доступ в Купол Скалы запрещен мусульманами для всех неверных.
Собор Святого Иакова
армянская церковь Иерусалима, посвященная апостолу Иакову Заведееву.
Цитадель Давида
Крепостная башня, в стенах которой расположен Музей истории Иерусалима.
Каменоломни царя Соломона
Каменоломня под кварталами Старого города, в которой царь Соломон добывал камень для постройки Храма.
Эйн Карем
Западная окраина Иерусалима, место, где родился Иоанн Предтеча и где произошла встреча Девы Марии и праведной Елисаветы.
Гора Скопус
Гора на западе города, с которой открывается великолепный вид на Иерусалим.
Отели Иерусалима
Источник: http://actravel.ru/israel_jerusalem.html