Облечься и носить
2244 0
Для чего мы покупаем новую одежду? Ответ очевиден: для того, чтобы ее носить. Но, может быть, не все с этим согласны? Например, кто-то аккуратно хранит обновки в шкафу и никогда не надевает «Нет, такого не бывает, — скажете вы. — В чем смысл тратиться на что-то новое, но продолжать ходить в поношенных рубашках и брюках?» Так вот, интересно, что, по мысли апостола Павла, ко Христу нужно относиться так же, как к новой одежде — облечься в Него и ходить в Нем.
Слово «облекаться», то есть одеваться в какую-то одежду, довольно часто используется в Павловых посланиях для описания христианской жизни. Все мы помним знаменитую фразу из послания к Галатам: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Если наше одеяние — Христос, то все увидят, что мы христиане.
Чтобы не запачкать новую одежду и не превратиться в голого короля из знаменитой сказки Андерсена, христианину нужно умертвить земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5). Грехи подобны грязи, особенно заметной на белом.
Можете представить себе белоснежное платье невесты, на которое большой малярной кистью поставили пятна черной краски? Вот так бывает и с нами, когда, уже облекшись во Христа, мы продолжаем жить во зле и грехе. Поэтому апостол призывает именно умертвить свои страсти. Несмотря на всю резкость этого высказывания, оно лучше всего описывает борьбу с грехом.
Нужно полностью победить его — не просто прогнать, а убить.
Можно заметить, что среди таких тяжких грехов, как блуд и похоть, апостол упоминает и любостяжание, то есть любовь к приобретению и накоплению, называя его идолослужением.
Почему? Скорее всего, автор послания пишет о том состоянии, когда стремление к земным благам становится смыслом жизни и деятельности человека — превращается в идола.
Таким идолом может стать и банковский счет с пятью и более нулями, и желание обзавестись новой вещью, без которой жизнь представляется неполноценной и скучной. У каждого свои идолы, но суть у них всех одна — материальная ценность занимает место Бога.
Затем мы читаем о том, что христианину нужно отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и не говорить лжи друг другу (ср.: Кол. 3, 8–9). Думаю, сложно даже представить себе, чтобы Христос сквернословил или лгал. Но если я облекся в Него, как я могу продолжать делать все это?
Придя ко Христу, мы должны оставить все старое — снять с себя всю прежнюю одежду греха, лжи, ненависти — и одеться в новое. Причем эта новая одежда всегда будет оставаться новой, поскольку человек, отрекшийся от всего ветхого в себе, как пишет об этом апостол, обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10). Возрастая в познании Бога, вере и соблюдении заповедей Христовых, мы будем сохранять свою новую одежду в чистоте.
По мысли апостола, облечься в Христа — значит облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13). Но самое главное — это облечься в любовь, потому что любовь есть совокупность совершенства (ср.: Кол. 3, 14).
Этими добродетелями мы должны свидетельствовать о том, что Христос — наша одежда и мы храним ее чистой и незапятнанной.
***
При этом апостол Павел поднимает еще одну важную тему: христианство стирает все возможные различия между людьми. Он пишет, что нет больше ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос (Кол. 3, 11). Во времена первых христиан, как и сейчас, национальные, культурные, социальные различия играли большую роль.
Древние греки — эллины — и завоевавшие весь мир римляне гордились своей культурой, ни во что не ставя необразованных и бескультурных варваров, то есть всех тех, кто находился за пределами границ великого Рима. Иудеи превозносились над другими с той мыслью, что именно они сохранили верность Богу, будучи потомками древнего праведника — Авраама. Свободные гордились тем, что они не рабы.
А рабы гордились тем, какому именно господину они служат.
Но Христос пришел не для иудеев или эллинов, не для римлян или варваров, не для рабов или свободных. Христос — для всех. Поэтому перед Христом равны все — ведь каждому, кем бы он ни был, нужно стать новым человеком во Христе. И уже не имеет значения то, кем ты был раньше.
Словарь библейского богословия — Словарь библейского богословия | Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
- СОКРАЩЕНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ВВЕДЕНИЕ
- I
- БИБЛЕЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- СЛОВАРЬ
- IΙ
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- ЕВАНГЕЛИЕ
- ЕВРЕЙ
- ЕВХАРИСТИЯ
- ЕДИНСТВО
- ЕГИПЕТ
- ЕЛЕЙ
- ЕРЕСЬ
- Ж
- ЖАТВА
- ЖЕЛАНИЕ
- ЖЕНЩИНА
- ЖЕРТВЕННИК
- ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
- ЖИВОТНЫЕ
- ЖИЗНЬ
- З
- И
- К
- Л
- ЛИЦЕМЕР
- ЛИЦО
- ЛОЖЬ
- ЛЮБОВЬ
- ЛЮБОСТЯЖАНИЕ
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- ТАЙНА
- ТЕЛО
- ТЕЛО ХРИСТОВО
- ТЕНЬ/СЕНЬ
- ТРАПЕЗА
- ТРУД
- У
- УВЕЩЕВАТЬ
- УМИЛОСТИВЛЕНИЕ/ОЧИЩЕНИЕ
- УСТА
- УТЕШАТЬ
- УЧЕНИК
- УЧИТЬ/НАСТАВЛЯТЬ
- Ф
- Х
- Ц
- ЦАРСТВО
- ЦАРЬ/ЦАРСТВОВАНИЕ
- ЦЕРКОВЬ
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Ю
- Я
- СОКРАЩЕННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ [8] К СЛОВАРЮ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Цель словаря библейского богословия — помочь проповедникам, катехизаторам и образованным мирянам преуспевать в знании Св. Писания и таким образом приближаться к пониманию тайны Христовой. Этот труд, осуществленный благодаря широкому сотрудничеству франкоязычных библеистов, уже переведен на многие языки мира. Мы горячо приветствуем его появление и на языке русском.
Надеемся, что это издание явится новым вкладом в развитие все более братского сотрудничества между католической и православной Церквами для служения Господу в деле созидания святого народа Божия.
под редакцией Ксавье ЛЕОН-ДЮФУРА
и
Жана ЛЮПЛАСИ, Августина ЖОРЖА, Пьера ГРЕЛО, Жака ГИЙЕ, Марка-Франсуа ЛАКАНА
Перевод со второго французского издания
«Книжный мир экумены» 2012
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЖИЗНЬ С БОГОМ
206, Avenue de la Couronne 1050 BRUXELLES 5 — BELGIQUE
1990
ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
Все права сохранены за издательством
D. L. 0362 1990 1
С разрешения церковных властей
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СЕКРЕТАРИАТА ПО ДЕЛАМ ХРИСТИАНСКОГО ЕДИНСТВА
КАРДИНАЛА ИОАННА ВИЛЛЕБРАНДСА
Мы живем в эпоху быстрых изменений, что помогает понять, почему постоянное обновление, происходящее в жизни Церкви на протяжении веков, в наши дни становится все интенсивнее. Оно проявляется в самых розничных областях христианской жизни, в частности в деятельности проповеднической и катехизаторской. Более чем когда–либо эта деятельность должна быть проникнута знанием Слова Божия, углубляемого и усвояемого в молитве.
Цель словаря библейского богословия — помочь проповедникам, катехизаторам и образованным мирянам преуспевать в знании Св. Писания и таким образом приближаться к пониманию тайны Христовой.
Этот труд, осуществленный благодаря широкому сотрудничеству франкоязычных библеистов, уже переведен на многие языки мира. Мы горячо приветствуем его появление и на языке русском.
Надеемся, что это издание явится новым вкладом в развитие все более братского сотрудничества между католической и православной Церквами для служения Господу в деле созидания святого народа Божия.
Да даст Дух Святой, вдохновивший Писания и непрестанно ведущий нас в Церкви к полноте истины (Ин 16, 13), дабы этот труд способствовал углублению веры, возрастанию любви и укреплению надежды.
Кардинал Жан Виллебрандс
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемый читателю словарь составлен интернациональной группой католических экзегетов — профессоров Духовных Академий. Авторы статей приняли во внимание последние данные библейской науки и дали в общедоступной форме объяснение важнейших имен, предметов и выражений Библии, понимание которых необходимо при изучении библейского богословия.
Словарь этот — не энциклопедия; авторы не ставят себе целью дать исчерпывающие сведения археологического (названия мест, имена лиц и т. д.) или исторического (даты книг, подробности об установлениях и т. п.) характера. Читатель не найдет в нем и общих обзоров по экзегетике (методологические вопросы, критические теории и пр.
). Однако, в той мере, в какой сведения такого рода могут непосредственно содействовать богословскому пониманию Библии, они попутно отмечаются, а в некоторых случаях составляют предмет целых параграфов. Во второй части Введения даны сведения о том, какое положение каждая из священных книг занимает во времени и развитии идей.
При всем стремлении к синтезу, этот труд, как и всякий словарь, имеет в основном аналитический характер. Чтобы устранить до некоторой степени это неудобство, во Введении уточняется, что именно составляет основу предлагаемой книги: это — ознакомление с языком Библии, с целью проложить путь к библейскому богословию.
В конце каждой статьи указаны другие статьи, которые могут послужить дополнениями к данной основной теме; кроме того, в самом тексте отмечены звездочкой слова, для точного понимания которых рекомендуется обращаться к соответствующим статьям словаря.
Затем следуют в алфавитном порядке некоторые слова, имеющие прямое отношение к библейскому богословию с указанием статей (и §§) словаря, в которых говорится о них. Таким образом читатель может расширить свои познания о любой из этих тем.
Хотя авторы статей постоянно ссылаются на библейские тексты, ссылки эти не носят исчерпывающего характера и пользование Симфонией продолжает быть необходимым.
Словарь вышел уже на немецком, английском, американском, испанском, итальянском, голландском, венгерском, польском, португальском, хорватском, японском и вьетнамском языках. Почти закончен перевод на китайский язык. Словарь стал доступен даже слепым благодаря частичному переложению на азбуку «Брай».
Настоящий перевод сделан со второго, переработанного и дополненного французского издания [1] с учетом вариантов первого издания и некоторыми незначительными изменениями, внесенными (с согласия авторов статей) с целью облегчить понимание текста.
Помогая понять язык Библии, этот труд может способствовать более сознательному участию верующего в богослужениях (тексты которых сотканы из библейских выражений) и углублению его познания христианского учения и духовной жизни.
К этому словарю может обращаться и неверующий, чтобы понять христианское мировоззрение и христианскую символику. К изучению Библии — одной из основ мировой культуры — применимо то, что В. Соловьев писал о религиозной философии: «Понимание ее одинаково необходимо всем мыслящим людям — верующим и неверующим — потому, что, если первые должны знать объект своей веры, то вторые должны непременно знать, что они отрицают.»
От понимания Библии во многом зависит наше понимание смысла жизни и исторического процесса, ибо, открывая «бездну богатства и премудрости и ведения Божия», (Рим 11.33) можно найти ответ на насущные вопросы нашего времени и всех времен, касающиеся и каждого человека и всего человечества.
Изучающий Библию обратит внимание на факт, что малочисленный еврейский народ, о котором повествует Библия, сохранил монотеизм на протяжении тысячелетий, хотя он и был окружен могущественными языческими соседями. Это «чудо еврейского монотеизма» промыслительно связано с еще более изумительным для историка явлением: личностью Иисуса Христа и Его учением.
И действительно, ничье учение, ни в какую эпоху не обладало действенной силой, подобной влиянию, излучающемуся из слов Галилейского Учителя: и в наши дни сотни миллионов людей продолжают провозглашать себя Его учениками.
Библия стала самой распространенной книгой мира; число рукописей Библии, завещанных нам античной эпохой и средними веками, далеко превосходит число рукописей, запечатлевших все остальные великие произведения древности; и, как это ни парадоксально, в наши дни число ежегодных изданий Библии продолжает превосходить издания современных наиболее знаменитых авторов и трудов, посвященных самым актуальным проблемам.
Понимание Библии сопряжено с большими трудностями, и это вполне понятно: здесь мы имеем дело с текстами глубокой древности и переводами, дошедшими до нас иногда через другие переводы.
Нужно учитывать то обстоятельство, что одинаковые слова могут иметь различное значение в разных книгах Библии, в зависимости от страны, культуры или эпохи составителя данной книги.
Вот почему изучение Библии, получившее название «библеистики», объединяет целый комплекс наук: археологию, историю, лингвистику, палеографию, этнографию, психологию, философию и наконец богословие.
Да послужит по милости Божией русское издание Словаря Библейского Богословия (СББ) — плод экуменического сотрудничества — лучшему разумению слова Божия, делу примирения христиан и возрастанию чувства благодарности к Отцу Светов, от Которого нисходит всякое даяние доброе (Иак 1.17).
Сентябрь 1972
Издательство
СОКРАЩЕНИЯ
Гал — Послание к Галатам
Деян — Деяния Апостолов
Евр — Послание к Евреям
Еф — Послание к Ефесянам
Иак — Послание Иакова
Ин — Евангелие от Иоанна
1 Ин — Первое Послание Иоанна
2 Ин — Второе Послание Иоанна
3 Ин — Третье Послание Иоанна
Иуд — Послание Иуды
Кол — Послание к Колоссянам
1 Кор — Первое Послание к Коринфянам
2 Кор — Второе Послание к Коринфянам
Лк — Евангелие от Луки
Мк — Евангелие от Марка
Мф — Евангелие от Матфея
Откр — Откровение Иоанна
1 Петр — Первое Послание Петра
2 Петр — Второе Послание Петра
Рим — Послание к Римлянам
1 Тим — Первое Послание к Тимофею
2 Тим — Второе Послание к Тимофею
Тит — Послание к Титу
1 Фес — Первое Послание к Фессалоникийцам
2 Фес — Второе Послание к Фессалоникийцам
Флм — Послание к Филимону
Флп — Послание к Филиппийцам
Авв — Аввакум
Авд — Авдий
Агг — Аггей
Ам — Амос
Быт — Бытие
Вар Варух
Втор — Второзаконие
Дан — Даниил
Езд — Книга Ездры
Екк — Екклесиаст
Есф — Книга Есфирь
Зах — Захария
Иез — Иезекииль
Иер — Иеремия
Иов — Книга Иова
Иоил — Иоиль
Ион — Иона
Ис — Исаия
Ис Нав Книга Иисуса Навина
Исх — Исход
Иф — Книга Иудифь
Лев — Левит
1 Макк — Первая Книга Маккавейская
2 Макк — Вторая Книга Маккавейская
Мал — Малахия
Мих — Михей
Наум — Наум
Неем — Книга Неемии
Ос — Осия
1 Пар — Первая Книга Паралипоменон
2 Пар — Вторая Книга Паралипоменон
Песн — Песнь Песней
Плач — Книга Плач Иеремии
По Иер — Послание Иеремии
Прем — Книга Премудрости Соломона
Притч — Книга Притчей
Пс — Псалтирь
Руф — Книга Руфь
Сир — Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Соф — Софония
Суд — Книга Судей
Тов — Книга Товита
1 Цар — Первая Книга Царств
2 Цар — Вторая Книга Царств
3 Цар — Третья Книга Царств
4 Цар — Четвертая Книга Царств
Числ — Числа
ап. — апостол
арам. — по–арамейски
библ. — библейский
ВЗ — Ветхий Завет
Вульг. — Вульгата — латинский перевод Библии
греч. — по–гречески
Ев. — Евангелие
ев. — евангельский
евр. — по–еврейски
кн. — книга
к-рый — который
лат. — по–латински
мудр. — мудрецы, мудрые
напр., — например
НЗ — Новый Завет
нек–рый — некоторый
О — введение к статье
Откр. — откровение
п(ар) — параллельные места
Источник: https://predanie.ru/book/217381-slovar-bibleyskogo-bogosloviya/
Идолопоклонство — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Идолопокло́нство (от греч. eidwlon — видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса — бога вина и веселья, Афродиты — богини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.
В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким “похотям”, идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений [1].
Идолослужением апостол Павел называет, например, страсть к богатству, “любостяжание” (Кол. 3:5), чревоугодие (“их бог — чрево” — Флп. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец — ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями.
Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: “Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия” [2].
Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: “Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство” [3].
Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, “не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: “Не можете служить Богу и мамоне” (Мф. 6:24).
Происхождение идолопоклонства
Св. Иустин Философ: идолопоклонство — бесовское искажение истинной веры
Знай, Трифон, так начал я говорить, что то самое, что так называемый диавол исказил и распространил в сказаниях у Греков, — подобно тому, как он действовал в Египте чрез волхвов и чрез лжепророков во время Илии, — все это укрепило во мне знание писаний и веру в них.
Ибо когда у них говорится, что Бахус сын Юпитера, родился от совокупления его с Семелою, что он был изобретателем винограда, что после того как был растерзан и умер, он воскрес и взошел на небо, и когда в таинства его вводят осла, то не вижу ли я, что диавол подражал приведенному выше пророчеству патриарха Иакова, написанному у Моисея? Когда также говорится, что Геркулес был силен и прошел всю землю, что он родился у Юпитера от Алкмены и после смерти взошел не небо, то не вижу ли здесь также подражание месту Писания, относящемуся ко Христу: «Сильный, как исполин, для прохождения пути Своего»? Когда приводится Эскулап, воскрешавший мертвых и врачевавший другие болезни, то ужели не скажу, что и здесь также подражание пророчествам о Христе?..
Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила: «камень без рук оторвался от большой горы» (Дан. 2:34), и так же из пророка Исаии, которому постарались они подражать во всех словах? Ибо они устроили, чтобы и у посвященных в таинства были беседы о соблюдении правды.
Впрочем мне необходимо привести нам слова Исаии, чтобы вы видели, что это правда. Вот они: «послушайте, дальние, что Я сделал; и близкие узнают силу Мою. Беззаконники в Сионе отступили; страх обнимет нечестивых.
Кто возвестит вам о вечном месте? Тот, кто ходит в правде, кто говорит прямо, кто ненавидит нечестие и неправду и удаляет руки от даров, кто затыкает уши, чтобы не слышать неправильного суда крови и закрывает глаза, чтобы не видеть нечестия: он будет жить в высокой пещере крепкой скалы. Ему дастся хлеб и вода его будет верна. Вы увидите царя во славе и глаза ваши будут видеть далеко. Душа ваша будет помышлять о страхе Божием.
Где книжник? Где советники? Где тот, кто исчисляет питаемых, — малый и великий народ? С ним они не посоветовались и не узнали глубины звуков так, что не слыхали: народ презренный и нет разумения у слушающего» (Ис. 33:13-19). Ясно, что в этом пророчестве говорится о хлебе, который нам повелел наш Христос творить в воспоминание воплощения Его ради верующих в Него, за которых и пострадал; и о чаше, которую Он велел творить с благодарением в память крови Его.
То же пророчество показывает и то, что мы увидим этого самого Царя во славе, и вместе слова его утверждают, что народ, которого вера в Него предузнана, будет помышлять о страхе Господнем, и что считающие себя опытными в словах Писаний и слышащие пророчества не разумеют их. А когда я слышу, Трифон, говорил я, что Персей родился от девы, то понимаю, что и это есть подделка того лживого змея. [4].
Свт. Игнатий (Брянчанинов): идолопоклонство — попытка падшего ангела реализовать своё гордое желание стать равным Богу
Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу.
Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий.
Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитання есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением — лишено правильности.
Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха — падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха — демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть.
Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей.
Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный Апостол Павел (1 Кор. 10, 20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11, 24-26). [5].
Использованные материалы
[1] “Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000”, — пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин (“Почему я не подписался под тем письмом”). См. также, например: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П. Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. №1; Мельгунов С. Красный террор // Наш современник. 1991. №1-3.
[2] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126.
[3] Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. Об идолопоклонстве,1. С. 144.
[4] Диалог с трифоном иудеем 69-70, см. http://biblicalstudies.ru/Lib/Father2/Iustin4.html
Источник: https://drevo-info.ru/articles/5618.html
Грех любостяжания и борьба с ним
- Определение
- Православное понимание
- Как бороться с грехом
Слово «любостяжатель» и «любостяжание» встречается в Новом Завете в Евангелиях и посланиях апостола Павла. Для современного человека это определение не совсем точно и мешает понять весь смысл текста.
Существует теория, что это слово изобрели сами переводчики на Синодальный текст Писания, поскольку точного термина не было в русском языке. Что же на самом деле любостяжание и почему оно опасно для верующего?
Определение
Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.
Библия осуждает грех любостяжания
Есть несколько вариантов толкования данного понятия:
- св. Феофан объясняет любостяжание как пристрастие к имуществу и упования на него;
- словарь же терминов объясняет явление как излишнюю заботу о богатстве и страстном стремлении увеличить его.
Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.
Читайте о других грехах в православии:
- Грех празднословия
- Грех злословия
- Грех лени
Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:
- любостяжание — страсть по имуществу:
- лихоимство — конкретные плохие поступки в угоду собственному обогащению.
То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.
Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.
Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.
Православное понимание
Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.
Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.
Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.
Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых.
Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания.
Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству
Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.
В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.
Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.
Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.
Как бороться с грехом
Как оставить страсть по деньгам, как побороть любостяжание? Любой грех можно оставить, было бы для этого желание. Как желание подогревает и усиливает страсть по финансам, так желание усиливает страсть по Господу.
Важно! Есть один выход из любого порока — возжаждать Господа и стремиться к Его познанию так сильно, чтобы эта страсть вытеснила все прочие.
Преимущества человека заключается в свободном выборе, который подарил нам Отец Небесный, поэтому всегда можно захотеть и избавиться от любого порока, который поразил сердце и мысли.
Искренняя молитва помогает побороть любой порок
Что необходимо для оставления этого греха? Для начала:
- Осознать, что эта страсть греховна и несет только разрушение духу;
- Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком;
- Просить у Господа милости и сил для оставления;
- Исправить свои ошибки и пути;
- Раздать обманом полученные деньги назад;
- Молиться о прощении.
Читайте о православной вере:
Любой грех оставляется с трудом, ведь побороть его всегда сложнее, чем начать делать. Но осознание своего неправильного пути может помочь в этом. Необходимо понять, что богатство — это всего лишь пустота, его не возьмешь с собой после смерти (несмотря на то, что предки пытались), оно не согреет ночами и не поддержит в трудностях, как близкий человек.
Если посмотреть на деньги и материальные блага с позиции вечности, то это всего лишь пустота. Сегодня оно есть. А завтра человека не стало и лишняя машина ему больше просто не нужна.Необходимо понять, что эта жизнь лишь маленький незначительный кусочек перед целой вечностью, в которой не будет ничего материального. С такой позиции можно осознать суетность и ничтожество финансов.
Важно! В вечной жизни есть богатство, которое ждет людей, и оно не материальное — это спасение и вечная жизнь, которую подарил нам Иисус Христос. И только это богатство важно! К нему надо стремиться и зарабатывать его добрыми делами, познанием Творца и милостью по отношению к остальным людям. И это лишь важно!
Православная азбука. Любостяжание
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-lyubostyazhaniya-i-borba-s-nim.html
Слово любостяжание и любостяжатель как грех, страсть в Библии, православии и википедии слово грех
Чтобы наиболее полно разобраться в том, что же такое любостяжание, кто такой любостяжатель, придётся обратиться не только к современным толковым словарям и энциклопедиям, но и к христианским источникам. Прежде всего потому, что это понятие ведёт свои корни из православного христианства и Священного Писания христиан – Библии.
- Толкование слова любостяжание
- Любостяжание в христианстве
- Святые о любостяжании
Толкование слова любостяжание
В большинстве современных толковых словарей и энциклопедий толкования слова любостяжатель отсутствует. Это объясняется просто, если посмотреть, как толкуют это слово те словари, в которых оно всё-таки есть. Все они означают его как устаревшее. В толковом словаре Ефремовой лишь сообщается, что это страсть к наживе, корыстолюбие. Толковый словарь Ушакова определяет слово как алчность к деньгам, корыстолюбие.
Можно просто рассмотреть этимологию слова из составляющих его двух корней: любо и стяжание, из чего следует, что любостяжание — любовь к стяжанию, любовь к приобретению.
Несмотря на то, что слово является устаревшим, довольно часто в быту можно услышать его использование с негативным оттенком, а использующие его ещё и связывают с этим словом понятие греха, страсти. Чтобы разобраться, почему так происходит, придётся обратиться к христианским источникам и православному толкованию этого слова. Прежде всего потому, что понятие греха и страсти имеет своими корнями христианское происхождение.
Любостяжание в христианстве
Именно в христианстве сохранилось наиболее полное толкование значения слова «любостяжание». Прежде всего потому, что несмотря на тысячелетия, понятия греха и страсти в христианстве и православии являются основополагающими для христианского мировоззрения. Именно на них строилось и до сих пор строится все христианское учение. И как в первые века от Рождества Христова, так и в нынешнее, это мировоззрение не теряет своей актуальности.
В Священном Писании слово «любостяжание» встречается неоднократно. О необходимости беречься от любостяжания говорит сам Иисус Христос (Лк. 12, 15), потому что в нём – в любостяжании — нет жизни, оно лишает человека жизни, мертвит душу человека.
Апостол Павел в своих посланиях неоднократно называет любостяжание идолопоклонством (Еф. 5, 5), (Кол. 3, 5–6), а в другом месте прямо заявляет, что любостяжание — смертный грех (Еф. 5, 3).
Смертный грех ещё до физической смерти убивает в человеке душу, делает её неспособной к исполнению заповедей Божии, отвергает человека от Бога.
Любостяжатель это человек, который подпал под влияние этой страсти, вырастил в себе её семя, стал одержим этим грехом. Для такого человека желание материальных благ, их стяжание любой ценой, становятся главной целью жизни. Вместо служения Богу и ближнему, по заповеди христианской, человек начинает служить материи. Материальное становится для такого человека богом и ему одному любостяжатель служит.
Для достижения своих целей любостяжатель входит в соприкосновение с целым букетом страстей и грехов (без них любостяжатель не сможет удовлетворить своей страсти – получению всё больших и больших благ и материальных ценностей), среди которых:
- ложь,
- клевета,
- подлоги, и лжесвидетельство,
- прочие грехи.
Почему многие христианские святые говорили, любостяжание есть матерью всех зол, матерью всех пороков и страстей. Любостяжатель делается способным даже на убийство.
Святые о любостяжании
В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.
- Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
- Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
- Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
- Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
- Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
- Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
- Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
- Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.
Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.
Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти.
Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами.
Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.
Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.
Источник: https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/greh-lyubostyazhaniya-znachenie-i-tolkovanie-slova.html
Сластолюбие что это в православии — Благочестие
В Библии сказано «кесарю — кесарево». Эти слова многие трактуют как то, что становиться знатными людьми (и богатыми в том числе) не грешно. Но при этом в своих проповедях священники призывают людей жить сдержанно, не стремиться к накапливанию богатств
Итак, многостяжание
Накопительство, ненасытимость в обретении богатств, болезненное пристрастие к обилию имущества.
Антоний Великий утверждает, что этот грех рождается на почве забвения страха Божия и неправедной жизни. Многостяжательные люди забывают о том, что жизнь не вечна, а после смерти (которая одинаково ожидает и бедных, и богатых) душа берет с собой не имущество, а только дела свои, праведные и неправедные. Также любое сребролюбие может возникать от недостатка веры в Божью помощь, беспечности, тщеславия.
Церковь считает, что многостяжание постепенно отлучает человека от Всевышнего, постоянно отвлекая его от праведных мыслей заботой о бренных материальных вещах.
Как каяться в этом грехе
Мало просто читать определенную молитву — нужно взращивать в себе добродетели, по сути являющиеся противоположностью многостяжанию:
- милосердие к бедным, готовность раздавать милостыню;
- щедрость к родным и близким;
- бескорыстие;
- мысли о своей душе;
- страх Божий и память о собственной смертности.
Самой же сильной добродетелью считается нерастяжание: это спокойствие, свобода духа, полноценно доверительные отношения с Господом, мягкость в сердце, мир в душе. Достигнуть такой добродетели можно не сразу, а только долгими христианскими трудами.
Чем раньше человек начнет искоренять этот грех, тем легче ему будет с ним справиться.
Бороться нужно не только с самим накопительством, но и с мыслями о нем (желанием иметь много вещей, попытками в собственной душе оправдать многостяжание).
К Господу можно обращаться такими словами, даже ежедневно:
Подобные грехи в православии
И многостяжание, и все описанные ниже грехи — виды сребролюбия.
Корыстолюбие
Жадность к деньгам, стремление к личной выгоде.
Корыстолюбивые люди «лезут наверх» не ради того, чтобы сделать мир лучше, а только чтобы получить возможность носить самые дорогие костюмы и покупать автомобили последних марок. Но нужно ли это миру, ближним, Господу?
Любостяжание
Желание приобретать больше имущества, чем нужно для жизни.
Это может относиться и к деньгам в «чистом виде». Скажем, любостяжательные люди со стороны могут выглядеть более чем скромно, но на счету в банке иметь не один миллион.
Скверноприбытчество
Это получение прибыли неправедным путем.
Как правило, в данном случае первой приходит на ум торговля (обвес покупателей, перебивание сроков годности в магазине, продажа подделок по высоким ценам и другие виды обмана). Также скверноприбытчеством церковь считает любой другой заработок, основанный на принесении зла ближним:
- разжигание межрасовых, межнациональных распрей (под эту категорию попадают и журналисты, и блогеры-«тролли» в интернете);
- удовлетворение греховных страстей (продажа водки, наркотиков, сигарет, работа в казино);
- попытки купить краденое по дешевке;
- подделка документов, которые нужно покупать (скажем, проездных);
- тунеядство при должности (в данном случае человека «устраивают» на работу, где он занимает чью-то должность, получает зарплату, но не делает ничего полезного).
Мшелоимство
Корыстолюбие (от древнерусского слова «мшель» — «прибыль»).
В первую очередь этот грех разоблачает взяточников и вымогателей.
Но протоиерей Сергий Правдолюбов уверен: мшелоимство — грех не только богатых, но и бедных. Вспомните слово «замшелый», которое означает «поросший мхом», в переносном смысле — «хранящийся очень долго, отложенный на черный день». Поэтому батюшки и небогатых людей предупреждают: отложить пакет крупы или сахара на черный день не страшно, но превращать себя в «завхоза», захламляя квартиру до потолка — не только некрасиво, но и грех.
Лихоимство
В данном случае человек получает собственность под законным предлогом, но нарушая чьи-то права, обижая кого-то.
Пример: банкир, требующий большие проценты по кредиту, работодатель, требующий от сотрудников переработку, или торговец, в голодные годы поднимающий цены на продукты. Лихоимцем можно назвать и богатого брата, вступающего в наследство над отчим домом — и требующего с живущей там бедной многодетной сестры свою долю в денежном эквиваленте.
В Новом Завете лихоимством называют просто жадность (то есть, любые виды неправедного, чрезмерного стяжания).
Подытожим
- Многостяжание — это один из подвидов греха сребролюбия. Поддавшись ему, человек становится зависим от материальных вещей.
- Каяться в этом грехе можно ежедневно, не допуская не только греховных деяний, но и мысленного желания накопительства.
- Кроме многостяжания, есть и другие виды сребролюбия: лихоимство, мшелоимство, скверноприбытчество.
Все люди грешны, и даже в православной церкви есть власть имущие мужи, поддающиеся греху многостяжания.
По крайней мере, в этом уверена автор данного ролика:
А вот как официальные церковные деятели объясняют появление батюшек на дорогих авто:
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
Источник: https://opv-ak.ru/eto-interesno/slastolyubie-chto-eto-v-pravoslavii.html
Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии?
Если у вашей близкой подруги 12 пар обуви, и это для нее «маловато будет», и каждый свой поход в магазин она знаменует новой покупкой, смело можете заподозрить ее в грехе мшелоимства.
Впрочем, по большому счету такому же греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно.
Толкование
Значение этого слова можно трактовать двояко.
В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие».
Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.
Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.
Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.
Плюшкин — наглядный пример.
Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.
В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.
- Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
- Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
- Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.
Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.
Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.
Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.
Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.
Мшелоимство — это вещизм.
Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.
Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).
Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.
Можно ли избавиться?
От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:
- бескорыстие,
- забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
- милостыня,
- милосердие к тем, кто нуждается,
- нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
- равнодушие к богатству,
- щедрость.
Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.
Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.
Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.
Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.
Исповедай грех свой
Каяться за совершенные грехи надо ежедневно и делать это осознанно, анализируя каждую возникшую ситуацию. Непременно с искренним сокрушением надо исповедать их в Таинстве Покаяния в церкви, чтобы не только покаяться в них, но и получить прощение от Господа.
Приводим вечернюю молитву из «Православного молитвослова», называемую «Исповедание грехов повседневных»:
«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».
Источник: https://fakt777.ru/2018/11/chto-takoe-msheloimstvo-skvernopribytchestvo-i-lihoimstvo-v-pravoslavii.html