В каком стиле построен Исаакиевский

Санкт-Петербург в миниатюре — Михаил Соколов

В каком стиле построен Исаакиевский

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Петропавловской крепости, в Александровском парке имеется необычная достопримечательность — Санкт-Петербург в миниатюре. В одном месте, на расстоянии нескольких шагов можно увидеть все основные архитектурные достопримечательности центра Санкт-Петербурга, отлитые из меди в уменьшенном масштабе. Полюбоваться фотографиями этого места, сделанными во время моей командировки в Санкт-Петербург я предлагаю ниже.

«Мини-город» — миниатюра центра Санкт-Петербурга. Выполнен в виде декоративной рельефной карты, на которой стоят бронзовые мини-копии основных памятников архитектуры Санкт-Петербурга. Материал — гранит, брусчатка, гранитный отсев, укрепленный пластиковой сеткой газон и стриженые кусты. Масштаб моделей 1:40. Историю создания можно посмотреть на сайте комплекса.

Давайте рассмотрим каждую модель отдельно.

Петропавловский собор в Петропавловской крепости

Петропавловская крепость — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. С истории создания Петропавловской крепости начинается история жизни города. 27 мая 1703 года на Заячьем острове закладывается крепость Санкт-Петербург. Считается, что чертёж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I.

Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. Петропавловский собор изображён на заднем плане лицевой стороны 50-рублёвой российской банкноты.

Дворцовая площадь с Александровской колонной и зданием Главного штаба

Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Триумфальная арка в здании Главного штаба на Дворцовой площади

Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок.

Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства — комплекс построек на берегу реки Невы, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи, а с 2012 г находится Главный штаб ВМФ России. Значительный памятник архитектуры русского классицизма. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские. В центре здания — монументальная башня со шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города.

Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность.

Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Здание Сената и Синода

Здание Сената и Синода — памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Последний крупный проект архитектора Карла Росси.

С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации.

В другом крыле здания с мая 2009 размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Здание Биржи и Ростральные колонны

Стрелка Васильевского острова и здание Биржи с ростральными колоннами. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением.

Долгое время в здании располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея (до переезда в Крюковские казармы). Здание Биржи изображено на 50-рублёвой российской банкноте. Ростральная колонна (лат. columna rostrata, от лат.

rostrum — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.

Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Казанский собор

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Проект собора полностью осуществлён не был. По замыслу архитектора колоннада должна была быть с обеих сторон. Оказалась построенной только северная колоннада, состоящая из 96 колонн. Не закончено и внешнее скульптурное оформление.

Храм Спаса-на-Крови

Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.

Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.

В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Михайловский (Инженерный) замок

Михайловский или Инженерный замок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века

https://www.youtube.com/watch?v=K2J6dHqHh8c

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров.

Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Комплекс расположен в Александровском парке, недалеко от Петропавловской крепости. Станция метро Горьковская, выйдя из метро, повернуть налево и идти примерно 100 метров в глубину Александровского сада, вход бесплатный.

Источник: https://www.m-sokolov.ru/2013/09/11/spb-mini/

Исаакиевский собор

В каком стиле построен Исаакиевский

Исаакиевский собор по праву считается одним из символов Санкт-Петербурга. Этот величественный храм – шедевр мировой архитектуры.

История строительства

История собора берет свое начало в 1710 году, когда в честь святого Исаакия Далматского рядом с Адмиралтейством была построена деревянная церковь. В 1800 был возведен очередной Исаакиевский собор, который расположился между двумя площадями — Исаакиевской и Сенатской.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется последний день масленичной недели

После Отечественной войны 1812 года Александр I на месте старого решил возвести храм по собственному вкусу. Архитектор Монферран сделал для императора несколько вариантов проекта будущего собора, один из которых и был утвержден.

Согласно ему сохранялась часть прежней конструкции. Предполагалось возвести собор в классическом стиле с четырьмя малыми и одним большим куполом. Строительство, начатое в 1818 году, продолжалось четыре десятилетия.

На позолоту куполов ушло 100 килограмм червонного золота. Высота храма — 101,5 м.

До 1917 года Исаакиевский собор был действующим храмом, после 1937 года стал музеем. В годы Великой Отечественной войны здание было повреждено, а в последующие годы отреставрировано. В наше время здесь изредка (4 раза в год) проходят службы.

Колоннада

Поднявшись на колоннаду Исаакиевского собора можно полюбоваться видами города с высоты 43 метра. Для того, чтобы попасть на смотровую площадку, нужно преодолеть пять с лишним сотен ступенек винтовой лестницы.

Незабываемые впечатления гарантированы при посещении колоннады в вечернее время. Переливающийся огнями Петербург с высоты птичьего полета – это потрясающее зрелище. Сверху можно увидеть и разводку мостов на Неве, и красочную подсветку городских набережных.

Часы работы

Музей работает ежедневно, кроме среды. C мая до середины сентября он принимает посетителей с 10.00 до 19.00 (касса – до 18.00), в остальное время открывается на час позже. С 30 апреля по 30 сентября в музей можно попасть в вечернее время с 18.15 до 22.30 (касса до 22.00).

Вход на колоннаду с середины сентября по конец апреля осуществляется с 11.00 до 17.00 ежедневно, кроме второй среды каждого месяца. С 1 мая по 15 сентября доступ открывается в 10.00.

Летом (по 20 августа включительно) есть возможность подняться наверх в вечернее и ночное время (с 18.00 до 4.30). С конца апреля по конец октября колоннада закрывается в 23.00. Выходной – среда.

Стоимость посещения

Полная стоимость входного билета в музей с экскурсионным обслуживанием – 250 рублей. Для детей до 7 лет, студентов российских ВУЗов, многодетный семей, участников ВОВ и некоторых других категорий – бесплатно. Для детей и подростков от 7 до 18 лет и пенсионеров РФ – 50 рублей. Для обладателей международных студенческих карт – 150 рублей.

Комплексный билет (Исаакиевский собор и экскурсия на колоннаде) – 400 рублей (полный), 200 руб. (льготный).

 

Источник: https://peterburg.ru/sights/isaakievskiy-sobor-v-peterburge

Многострадальный Исаакиевский собор. Как строили символ Петербурга

В каком стиле построен Исаакиевский

История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Сгоревшая церковь

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году.

Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар.

Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I.

Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины.

В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной.

В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой.

Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной.

В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы.

Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный МонферраномОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран» 

Кто во что горазд 

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди.

Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: «Низ мраморный, а верх кирпичныйОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку.

 В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Удачное подношение 

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его.

 Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств.

Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверкиОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел.

 В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  День святой катерины когда

Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитетапредложение президента Академии художеств Оленина комитету

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.

Попытка номер два

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании.

Участвовал в проектировании и Монферран.

Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

Источник: https://life.ru/p/957908

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2017 г. губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил ТАСС, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви. При этом градоначальник отметил, что у собора останутся музейные функции.

Исаакиевский собор — один из крупнейших храмов Европы, выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади в центре города. С 1990 г. входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). Является частью государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

История. Первая деревянная церковь

В 1706 г. царь Петр I распорядился построить деревянную церковь для работников петербургского Адмиралтейства. Первый деревянный храм был небольшой срубной постройкой.

Он был перестроен из чертежного амбара шириной в 9 м и длиной 18 м, и увенчан шпилем. Храм был освящен в 1707 г. в честь преподобного Исаакия Далматского — монаха, основателя Далматского монастыря в Константинополе, противника арианской ереси.

Выбор святого был сделан Петром I в связи с тем, что царь сам родился 30 мая (9 июня по новому стилю) — в день памяти святого.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I. С 1723 г. в храме начали приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие адмиралтейства. Все это обеспечило церкви статус одного из важнейших храмов российской столицы.

Вторая Исаакиевская церковь

Из-за малой величины деревянной церкви Петр I решил построить новый, каменный храм. Он был заложен в 1717 г., строился 10 лет, освящен 30 мая (10 июня по новому стилю) 1727 г., уже после смерти царя. Архитекторами были немцы Георг Маттарнови, Николай Гербель. Сразу после освящения собора первая деревянная церковь, успевшая обветшать, была разобрана.

Новый храм был построен в духе петровского барокко, был трехнефным, длиной 60,5 и шириной от 20,5 до 32,4 м. Колокольню украшал шпиль высотой 40 м, который был увенчан флюгером в виде позолоченного ангела.

Вторая церковь располагалась ближе к Неве, на месте, где в настоящее время стоит памятник Петру I. Выбранная площадка оказалась неудачной: река размывала фундамент. Кроме того, в 1735 г. здание выгорело после удара молнии. Храм был отремонтирован в 1742 г., но вскоре выяснилось, что из-за слабости фундамента необходимо построить новую церковь, дальше от Невы, примерно на том же месте, где стояла первая деревянная церковь.

Проект Ринальди

В 1768 г., в царствование Екатерины II (1762-1796), началось строительство третьего Исаакиевского храма по проекту итальянца Антонио Ринальди. Планировалось, что он будет иметь пять куполов, высокую колокольню, полную мраморную облицовку. Макет постройки в настоящее время выставлен в Музее Российской Академии художеств. Второй храм был разобран, однако из-за нехватки средств строительство нового здания шло медленно.

После восшествия на престол в 1796 г. император Павел I (правил до 1801 г.) приказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне достроить храм в сжатые сроки и в значительно удешевленном варианте — с одной главой вместо пяти. Храм был освящен 30 мая (11 июня — по новому стилю) 1802 г. Он выглядел приземисто и слишком просто для парадного центра Санкт-Петербурга.

Современный собор

В 1809 г. был объявлен конкурс на перестройку храма. При этом, согласно желанию императора Александра I (правил в 1801-1825 гг.), требовалось сохранить хотя бы часть несущих стен и фундамента храма Ринальди.

В конкурсе участвовали такие именитые архитекторы, как Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Однако по предложению инженера-строителя, генерал-инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения Августина Бетанкура, император Александр I поручил строительство французу Огюсту де Монферрану.

В 1818 г. Александр I утвердил проект, назначив Монферрана императорским архитектором.

В 1818 г. началась разборка третьего собора, в 1819 г. он был перезаложен, однако в следующем году строительство остановили, так как обнаружились конструктивные недостатки проекта Монферрана, угрожавшие обрушением. Был объявлен новый конкурс, в котором Монферран участвовал на общих основаниях. Победителем стал архитектор Андрей Михайлов, однако Александр I все равно утвердил новый проект Монферрана.

Строительство собора продолжалось более 30 лет в основном при Николае I (правил в 1825-1855 гг.). При нем же в проект внесли некоторые изменения: в частности, круглое сечение колоколен было заменено на квадратное, расширены портики. Стены третьего собора Ринальди были снесены. Всего на строительство была затрачена очень большая на тот момент сумма — 23 млн 256 тыс. рублей.

Собор был освящен 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 г. Северный алтарь во имя святой Екатерины освятили на следующий день, а южный алтарь, во имя святого Александра Невского, — 7 (19) июля 1858 г.

Описание собора

Собор имеет в плане прямоугольную форму, увенчан одним главным куполом и еще четырьмя — по углам. Позднеклассическая постройка несла в себе черты нового для того времени стиля — эклектики. Высота главного купола — 101,5 м. По бокам собор украшают 112 монолитных гранитных колонн. На внутреннее убранство собора было израсходовано 400 кг золота, 16 т малахита, 500 кг лазурита и 1000 т художественной бронзы.

Внутри собора могут разместиться до 12 тыс. человек (площадь — около 4 тыс. кв м). Оформление здания выполнено художниками и скульпторами Карлом Брюлловым, Федором Бруни, Иваном Витали, Петром Клодтом и др. Храм отделан мрамором, добытым из карьеров близ поселка Рускеала в Карелии.

История собора после открытия

Исаакиевский храм стал кафедральным собором Русской православной церкви, сохранял этот статус до 1922 г. В 1928 г. был закрыт, в 1931 г. в нем был открыт антирелигиозный, затем художественный музей. В 1937 г. собор получил статус памятника.

Собор практически не пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1948 г. в нем снова открыли музей. В 1950-х гг. на крыше была открыта смотровая площадка, под куполом установлен маятник Фуко (демонтирован в 1986 г.).

В 1963-1969 гг. собор был филиалом Государственного музея истории Ленинграда, затем стал самостоятельным музеем. В состав музея «Исаакиевский собор», кроме самого собора, входят петербургские храмы Спаса-на-Крови (с 1971 г.), Сампсониевский собор (1984 г.) и здание Серебряных рядов на Невском проспекте. Также в состав музея в 2004-2015 гг. входил Смольный собор.

17 июня 1990 г. патриарх Алексий II провел первое с 1928 г. богослужение в Исаакиевском соборе. В июне 1991 г. была зарегистрирована община храма, которая совершает богослужения по согласованию с дирекцией музея.

Храм является памятником архитектуры федерального значения.

Музей

Здание собора управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Учреждение подчиняется комитету по культуре и комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. Собственником здания собора с 2012 г. является Санкт-Петербург. До этого оно находилось в федеральной собственности, передача была осуществлена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 сентября 2010 г.

В 2015 г. Исаакиевский собор посетили 3 млн 700 тыс. человек. Кроме того, на богослужения в соборе (вход в это время бесплатный) пришли 11 тыс. 226 прихожан. Всего в музее «Исаакиевский собор» работают около 400 человек. Музей выпускает сборник научных трудов «Кафедра».

Выручка музея от оказания платных услуг в 2015 г. составила 728 млн 393 тыс. рублей. Ежегодные налоговые отчисления в бюджет города составляют от 50 до 70 млн рублей. Музей полностью находится на самоокупаемости за счет платного входа, не получая дотаций из городского или федерального бюджета.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько в среднем весит прах человека

В музее регулярно проходят концерты.

Дирекцию музея возглавляет Николай Буров.

Официальный сайт музея — http://www.cathedral.ru/

Источник: https://tass.ru/info/3932397

Архитектура Исаакиевского собора | Санкт-Петербург Центр

Исаакиевский собор – один из символов Санкт-Петербурга, яркая городская доминанта. Это не только величайшее архитектурное произведение девятнадцатого века, но и четвертое по размеру купольное сооружение в мире. Мощный масштаб современного варианта здания поистине поражает всякое воображение.

Лаконичное начало, неудачные проекты

Небольшая деревянная церковь в честь преподобного Исаакия Далматского была построена по указу и под надзором Петра Великого в 1707-ом году неподалеку от Адмиралтейства. Немного спустя ее сменила каменная. Третий храм разрабатывал Антонио Ринальди, но его проект не был полностью реализован. Достроенное обычное кирпичное здание другим итальянским архитектором Винченцо Бренном на могущественном мраморном фундаменте Ринальди получилось нелепым, уродующим облик центра города.

Расцвет русского классицизма

Период проектирования четвертого собора пришелся на ренессанс русского классицизма. Данному стилю присущи черты монументализма, величия, пропорциональной строгости, гармоничного единства с архитектурой окружения.

При строительстве Исаакия классицизм приобрел характер позднего, так как в Европе наблюдалось в то время смешение стилей. В 19 столетии начинает стремительно развиваться эклектическое направление.

Что явно прослеживается в некоторых элементах как снаружи, так и внутри сооружения.

Архитектурная задумка

В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат. В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение.

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия.

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Источник: https://peterburg.center/maps/arhitektura-isaakievskogo-sobora.html

Исаакиевский собор — сердце Петербурга

Собор преподобного Исаакия Далматского является частью масштабного музейного комплекса, который объединяет сразу несколько значимых памятников церковной архитектуры: Смольный собор, Спас на крови, Сампсониевский собор и, собственно, Исаакиевский. Эта статья будет посвящена одному из самых грандиозных сооружений Санкт-Петербурга, самому внушительному православному храму в городе – Исаакиевскому.

Исторический экскурс

Иссакиевский собор был торжественно освящено 30 мая 1858 года в честь Исаакия Далматского, эта дата была выбрана не случайно, ведь именно в день памяти святого родился его ярый почитатель Петр I. Таким образом, Исаакиевский собор, как и Питер, обязан своим появлением великому императору.

Некий прообраз современного Исаакиевского собора появился еще в 1707 году, когда к югу от верфи было сооружено небольшое деревянное здание, в котором спустя несколько лет Пётр I венчался с Екатериной. Поскольку на Адмиралтейском острове не было ни одного храма из камня, это упущение решено было исправить с помощью строительства Исаакиевской церкви. Поклонник всего западного, Петр I желал построить церковь в духе храма Святого Петра в Риге.

В дальнейшем сооружение достраивалось и украшалось другими императорами. Существенный вклад в строительство внесла Екатерина II, она пригласила известного архитектора Антонио Ринальди. Тогда же было принято решение перенести здание на другое место, это было сделано для того, чтобы отдалить его от берега реки. Чтобы воочию насладиться величием архитектурного сооружения, проникнуться его историческим прошлым, можно остановиться в близлежащей небольшой гостинице эконом-класса.

Современным своим обликом храм обязан другому известному архитектору – Огюсту Монферрану. Эта веха строительства продолжалась с 1818 по 1858 гг. За воздвижением данного величайшего архитектурного памятника следил сам император Николай I.

Почему же здание строили так долго? По легенде, некий загадочный прорицатель предрек Монферрану скорую смерть по окончании воздвижения здания. Поэтому неудивительно, что суеверный архитектор не спешил справляться со своим заданием.

Как ни странно, предсказание сбылось, и Монферран в действительности умер менее чем через месяц после того, как храм освятили.

Внешний вид и характерные особенности храма

Исаакиевский собор величественно возвышается над Санкт-Петербургом на высоте более 100 метров. Хотя собор построен с соблюдением канонов позднего классицизма, тем не менее, в его облике уже просматриваются черты, характерные для новых архитектурных направлений: неоренессанса, эклектике и византийского стиля. Само здание украшают более ста монолитных гранитных колонн, при установке которых использовались деревянные конструкции.

Выдержанный в классическом стиле, собор имеет четыре портика.

Северный портик запоминается надписью, возвеличивающей царя. Эта фраза является воплощением всей идеи собора. Каждый год в честь Пасхи на этом портике символически зажигают светильники. В углах и вершинах фронтонов величественно расположились 12 апостолов, ближайших учеников Христа.

Западный портик запоминается своим барельефом с изображением встречи Исаакия Далматского и императора Феодосия. В центре сюжета – единство царской и духовной власти, поэтому портик не зря расположен в направлении Сената и Синода.

Следующий портик, южный, имеет на своем фронтоне барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является изображение восседающей на троне Марии с младенцем в окружении поклоняющихся ей волхвов.

Восточный портик обращен к Невскому проспекту. Центральная композиция барельефа рассказывает о том, как Исаакию Далматскому удалось остановить императора Валента.

При внимательном рассмотрении на фризе одного из портиков можно увидеть изображение архитектора Монферрана.

Интересные факты

Общий вес здания — 300 тысяч тонн, по своему внушительным размерам архитектурное строение уступает лишь таким великолепным сооружениям, как:

  • Римский собор Святого Петра;
  • Лондонский собор Святого Павла;
  • Флорентийский собор Святой Марии.

Вместимость сооружения — 12 000 человек. Однако Монферран предполагал, что поместиться в нем смогут не более 7 тысяч человек, это объяснялось тем, что архитектор учитывал комфортное размещение горожан, делая скидку на размер пышных дамских юбок. Кроме того, он резервировал примерно по квадратному метру на каждого посетителя, неслыханная роскошь по нынешним временам.

В настоящее время настоятелем собора является Варсонофий.

Над зданием трудились такие великие архитектурные умы, как:

  • В. Бренн;
  • А. Ринальди;
  • А. Бетанкур;
  • О. Монферран и другие.

Будучи в Петербурге, следует непременно посетить этот величественный храм, в котором витиевато переплелась история города.

Источник: http://www.austrianyard.com/isaakievskii-sobor

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Сколько лет прожил Николай Чудотворец

Закрыть