Саратовский троицкий собор — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Собор во имя Пресвятой Живоначальной Троицы города Саратова («Старый Собор»), 2009 г. |
Саратовский (Старый) собор во имя Живоначальной Троицы, кафедральный собор Саратовской епархии
- Престолы: Живоначальной Троицы (верхний), Успения Божией Матери (нижний), прп. Сергия Радонежского (нижний приставной)
- Адрес: Россия, 410031, г. Саратов, ул. Московская, 6 (Музейная площадь)
- Тел.: (845-2) 28-23-82
- Официальный сайт: http://www.trsobor.ru/
- Проезд: троллейбус №№ 1, 4, 5, автобус №№ 11, 33, маршрутное такси №№ 3, 32, 33, 82 (ост. Музейная площадь)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первоначальный храм был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина.
Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя Трёх вселенских святителей, а в левом — во имя апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.
О посвящении Святой Троице имеется предположение, что собор был построен стрельцами — коренными москвичами, которые вдали от родной святыни назвали храм в память о Троице-Сергиевой Лавре.
Первоначальный вид Саратовского Троицкого собора 1695 г. постройки |
Изначально собор был деревянным. Несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, до 1689 года. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован.
Первым было закончено строительство нижней Успенской церкви и хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих. Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году.
Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон — небольшая галерея.
20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил город. Собор также пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении — пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни. На уровне второго этажа фасада была устроена галерея на арках с широкими лестницами-всходами.
Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов с 3 по 4 июня 1722 года и осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.
Колокольня изначально строилась стоящей отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.
Саратовский Троицкий собор. Фото 1850-х гг. |
С течением времени стихии разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости.
В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм воедино.
Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы.
После этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости. Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В. И. Суранова и тамбовского — Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.
В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.
Саратовский Троицкий собор. Фото 1950-х гг. |
В годы советской власти
с 1936 года согласно постановлению комитета по охране памятников старины и искусства при цик нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов музея краеведения. в 1937 году храм был закрыт.
8 октября 1942 года на основании решения исполнительного комитета саратовского городского совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. на деле храм был передан верующим чуть ранее — первое богослужение в нем было совершено в праздник рождества пресвятой богородицы 1942 года.
в том же году архиепископом григорием (чуковым) был совершен чин великого освящения верхнего, троицкого, храма. внутри храма не сохранилось никакого убранства — ни икон, ни иконостасов, сохранились лишь росписи по стенам.
в 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту николая яковлевича богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.
в 1947 году храм был окончательно возвращен православной церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ спаса нерукотворного, особую святыню троицкого собора. с того времени храм служил кафедральным собором саратовской епархии.
в 1948 году епископом борисом (виком) был совершен чин великого освящения нижнего, успенского, храма. в том же году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда.
в 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея иоанна цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. в иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле xvii века известным художником-палешанином п. л. париловым.
им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма. в 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами. в конце того года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем храме.
здесь также выдержан стиль xvii века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса смоленского собора московского новодевичьего монастыря.
согласно постановлению совета министров рсфср № 1327 от 30 августа 1960 года храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. в 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора д. е. бабенкова. они велись на средства управления саратовской епархии с долевым участием областного отделения воопиика.
долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню духосошественского собора. до 1988 года вход на колокольню оставался заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение.
как вспоминал протоиерей лазарь новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа пимена (хмелевского), «в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. нужно прибить здесь вешалку — не имеем права: это архитектурный памятник. покрасить облупившуюся стену, пол — целая история. это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «вот видите, им дали, а они до чего довели».»
26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в саратове 1000-летия крещения руси. 27 апреля 1989 года собор приобрел в воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября того же года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. это был первый колокольный звон, официально разрешенный в саратове после десятилетий гонений и запретов.
интерьер верхнего храма в честь святой живоначальной троицы. |
в наши дни
16 марта 2001 года, в связи с аварийным состоянием, собор лишился статуса кафедрального.
30 октября того же года постановлением мэра города № 790-405 приходу в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на музейной площади.
решением арбитражного суда саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий собора были признаны находящимися в собственности саратовской епархии.
в 2007 году в храме велись ремонтно-восстановительные работы, в том числе: реконструкция бывшей крещальни с устройством на 1-м этаже административных помещений; реставрация и золочение куполов и крестов на куполах, подзорах; изготовление, позолота и подготовка к монтажу утраченые подзоры на четверик; реставрация четверика, восьмерика и верхней части колокольни (отбита штукатурка, отреставрирована кирпичная кладка, воссоздан утраченый декор, проведены штукатурные работы, произведена пропитка штукатурки укрепляющим составом, нанесены грунтовка и покрасочный слой). в 2008 году реставрационные работы были продолжены.
указом святейшего патриарха московского и всея руси кирилла от 26 октября 2014 года собору присвоен статус кафедрального [1].
интерьер нижнего храма в честь успения пресвятой богородицы, 2009 г. |
архитектура
На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.
Литература
- Соколов В. П., Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк, Изд. строительного комитета при Старом соборе в г. Саратове, Саратов: Паровая скоропечатня губернского правления, 1904.
- Справочная книга Саратовской епархии, Саратов, 1912, 2.
- Мосальская Е. А., Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик, М., 1929.
- Вениамин (Милов), еп., «Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения),» Журнал Московской Патриархии, № 7, 1955.
- Валеев В. Х., Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990, 76-82.
- Семенов Н. Н., Старый Саратов. Фотоальбом (из частной коллекции), 3-6.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/24868.html
Троицкий Измайловский собор в Санкт-Петербурге: режим работы 2020 и стоимость билетов, адрес и как добраться, официальный сайт
Фото Троицкого собора
Троицкий собор в Санкт-Петербурге является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским.Является одним из самых монументальных в Северной столице.
Санкт-Петербург, Измайловский проспект 7а.
Доехать до станции метро Технологический институт. Около метро находится пересечение Московского проспекта с 1-ой Красноармейской улицей. Перейти Московский проспект и идти по 1-ой Красноармейской улице один квартал (до Измайловского проспекта), здесь Вы увидите Троицкий собор.
- Ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 19:00
- По воскресеньям и в дни церковных праздников с 6:00 до 20:00
Собор является действующим храмом. Посещение бесплатное. Фотосъемка внутри запрещена.
(812) 246-07-15, 246-07-12.
В 40-х годах XVIII столетия на берегу реки Фонтанки были расположены слободы гвардейских полков – Преображенского, Семеновского и Измайловского. Каждый полк имел свой храм, в котором молились и хранили военные реликвии и трофеи.
В 1756 году в слободе лейб-гвардии Измайловского полка была построена деревянная церковь. На месте этой церкви, пострадавшей от наводнения в 1824 году, в праздник Святой Троицы в 1835 году был заложен храм по проекту архитектора В.П. Стасова.
Средства на возведение храма дал царь Николай I, поскольку он являлся шефом Измайловского полка.
В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма отпевали композитора А.Г. Рубинштейна.
В 1886 году перед храмом был установлен монумент Колонна Славы, выполненный по проекту архитектора Д. Грима (скульптор П.И.Шварц). Он представлял собой 5 ярусов из 108 трофейных турецких пушек, увенчанных фигурой Славы. В 1930 году памятник был разобран.
После революции 1917 года все ценности из храма были вывезены и службы в нем были прекращены. А в 30-е годы в нем планировалось устроить крематорий. Помещения храма использовались как склады. Во время войны храм был сильно поврежден от артиллерийских обстрелов и по окончании войны представлял собой здание без стекол, с поврежденными стенами и затопленным подвальным помещением. Внутри были лишь голые стены.
В 1969 году перед зданием храма был установлен памятник создателю храма В.П. Стасову (скульптор М.Т. Литовченко).
Только в 1990 году храм возвращают верующим и в нем начинаются службы. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена.
В 2006 году во время службы начался пожар, уничтоживший главный купол храма и повредивший один из его малых куполов.
Прихожане храма, помогли вынести из горящего храма всю утварь и иконы, но некоторые алтарные образы пострадали. Правительство Петербурга выделило 100 миллионов рублей на восстановление храма. Реставрационные работы были начаты сразу после пожара. Прихожане и сейчас предлагают помощь, приносят иконы, деньги в помощь храму. Престольный праздник храма – День Святой Троицы, отмечается на 50-ый день после Пасхи.
Наружное убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге
Троицкий собор представляет собой высокий белый храм с пятью синими куполами, выполненными в форме полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.
Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг).
Недалеко от храма, расположена часовня, которая была отреставрирована.
Внутреннее убранство Троицкого собора в Санкт-Петербурге
Интерьер храма украшен коринфскими колоннами и пилястрами, покрытыми белым искусственным мрамором. Главный купол словно парит ввысь. Стены и своды расписаны художниками Т. А. Медведевым и А. И. Травиным. Иконостас полукруглой формы образует единое целое с надпрестольной сенью. Оформлен коринфскими колоннами.
Одна из самых почитаемых святынь Троице-Измайловского собора — икона Пресвятой Троицы, написанная в 15 веке.
Поскольку храм служил главной гарнизонной церковью города, его стены украшали турецкие знамена – трофеи, добытые во время сражений в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов. В память о павших воинах их имена были высечены на мраморных досках. Троицкий собор в Санкт-Петербурге иногда называют «Болгарским». По одной из версии, он был построен на деньги, народа Болгарии в знак благодарности солдатам России за помощь в освобождении от турецких воинов.
В храме появились новые иконы, в том числе мозаичные изображения Святых Петра и Павла и Николая Чудотворца.
www.izmsobor.ru
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8053.htm